БОГОЧЕЛОВЕК - Страница 6

Иоанн Дамаскин пишет: «Слово стало плотию, зачато от Девы, и изошёл из Неё Бог с воспринятым естеством человеческим, которое при самом приведении его в бытие обожено было Словом; так что три сии: восприятие, зачатие и обожение человечества Словом совершилось в одно время». Христианское учение сформулировало догмат о едином нераздельном поклонении Иисусу Христу, который богословы уясняют на основании раскрытого в пункте 4 учения об обожении плоти (ороса Шестого Вселенского собора). В нём говорится: так как в силу ипостасного соединения естеств и Бог стал человеком, и человек – Богом, то говорить ли о поклонении Богу воплотившемуся или о поклонении человеку обоженному (т.е. ставшему Богом) считается одинаково истинно, поскольку в том и другом случае одинаково выражается мысль о поклонении единому лицу Богочеловека. Следовательно, утверждают богословы, поклонение человечеству Христа не имеет ничего общего с поклонением твари (антрополатрией). Иоанн Дамаскин так пишет об этом: «Один есть Христос, совершенный Бог и совершенный человек. Ему поклоняемся, равно как Отцу и Духу, единым поклонением с пречистой Его плотью. Не отвергаем поклонения плоти, ибо ей воздаётся поклонение в единой ипостаси Слова, которое сделалось ипостасью для плоти, но не служим твари, ибо поклоняемся плоти не как простой плоти, но как плоти, соединённой с Божеством, потому что естества соединились в одно лицо и одну ипостась Бога-Слова». Из догмата об ипостасном соединении естеств во Христе вытекает необходимость признания в Деве Марии Богородицы. Так как человеческая природа Спасителя, воспринятая от Девы, получает своё бытие в ипостаси Слова, «сама ипостась Слова стала ипостасью плоти», и так как в самый момент зачатия совершается Её обожение, то рождающая должна именоваться в истинном смысле слова Матерью Бога. Иоанн Дамаскин пишет: «Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с небес принёсшего тело и прошедшего через Неё как через канал, но принявшего от Неё единосущную нам плоть, которая в Нём Самом получила ипостась». Следовательно, название «Богородица» может служить самым кратким и вместе с тем точным выражением догматического учения о лице Иисуса Христа. Для того чтобы называться этим именем, необходимо, во-первых, чтобы Бог воспринял человеческую природу от самой Девы и, следовательно, единосущную нам (здесь выражается учение о двойстве совершенных естеств), и, во-вторых, чтобы эта природа была воспринята в неразрывном единстве с Богом (чтобы рождаемый был не только богоносным человеком, но Богочеловеком, в Котором Бог открывается непосредственно: здесь выражено учение о единстве ипостаси). Поэтому Иоанн Дамаскин, защищая наименование «Богородица», говорит, что «это имя показывает всё таинство воплощения. Если родившая есть Богородица, то без сомнения Рождённый от Неё есть Бог, но без сомнения также и человек, ибо как бы мог родиться от жены Бог, существующий прежде веков, если бы не сделался человеком?.. А сие показывает одну ипостась и два естества Господа нашего Иисуса Христа». Взаимоотношение двух соединённых во Христе природ (божеской и человеческой), в силу которого каждая из них определённым образом влияет на другую, «обмениваясь тем, что свойственно ей с другою по причине тождества ипостаси и проникновения природ одна в другую», в догматике называется общение свойств (communicatio idiomatum). Этим термином обозначается то, в чём действительно конкретно сказывается во Христе, в Его личности, жизни и деятельности, неслитное, неизменное, нераздельное и неразлучное соединение в Нём двух естеств. Этими словами божеская и человеческая природы во Христе исчерпываются, и помимо них не существуют, поэтому единение двух естеств во Христе сводится к такому или иному взаимоотношению их свойств. Но так как божеские свойства в некотором смысле противоположны человеческим, то сосуществование тех и других в одном лице без нарушения его единства требуют некоторого приспособления их друг у другу, особого вида существования для них (своего рода modus vivendi). В конкретном определении способа влияния друг на друга божеских и человеческих свойств во Христе, в понимании их взаимоотношения древние и новые богословы были не вполне согласны.

 



 
PR-CY.ru