БОГОЧЕЛОВЕК - Страница 3

Истинно человеческий облик Спасителя выражается и в Его отношениях как к окружающей среде, так и к Богу, своему Отцу. В семейных отношениях Он является покорным и заботящимся о своих родителях сыном (Лк. 2:51; Ин. 19:26), в социальных, как член своего народа и общества, Он повинуется всем национальным законам и исполняет народные обычаи (Лк. 2:22; Мф. 26:17 и др.). В отношениях к Богу Он представляет высочайший образец служения, проводя всю жизнь в послушании Его святой воле (Ин. 6:38) и молитвенном общении с Ним (Мф. 14:23; Мк. 1:35; Лк. 3:21; 5:16; Ин. 11:41 и др.). Словом, везде и во всём Христос являет образ истинно человеческой жизни и притом в высочайшем и прекраснейшем смысле. Вот почему Он Сам Себя называет «человеком» (Ин. 8:40), а называние «Сын Человеческий» является обычным и излюбленным в Его устах наименованием Своей личности. Хотя это название и не может быть признано тождественным понятию «человек», поскольку служит для обозначения всего лица Спасителя как Мессии, несомненно, однако, что в Нём, прежде всего, даётся указание на теснейшее органическое отношение Христа к человеческому роду как его члена, от него произошедшего и усвоившего духовно-телесную природу в той целостной полноте, какой она принадлежит членам этого рода. В полном согласии с евангельским изображением и самосвидетельством Христа учат и апостолы, называя Его человеком (Рим. 5:15; 1 Кор. 15:21; 1 Тим. 2:5), мужем (Деян. 2:22; 17:31), рождённым от жены (Гал. 4:4), новым (вторым) Адамом (1 Кор. 15:45; Рим. 5:14), воссиявшим от колена Иудина (Евр. 7:14), потомком Давида (Деян. 2:30; 13:23; Рим. 1:3; 2 Тим. 2:8) и Авраама (Гал. 3:16; Евр. 2:16), дают родословие Христа, возводя Его то к Аврааму, то к Адаму (Мф. 1:2 и сл.; Лк. 3:23 и сл.), и называют антихристом того, кто не исповедует Иисуса Христа по плоти пришедшего (1 Ин. 4: 2–3; 2 Ин. 7). Как на особо выдающееся место богословы указывают на послание к Евреям (2:11–18), которое представляется им лучшим доказательством полнейшего подобия нам Христа: помимо тождественности по происхождению (ст. 11), Христос, согласно апостолу, представляет Собой полное тождество и по роду, поскольку называет людей Своими братьями и детьми и, следовательно, имеет ту же, что и они, природу, приобщаясь плоти и крови (ст. 12–14), чтобы, уподобившись и искусившись во всём, иметь возможность помогать и искушаемым (ст. 16–18). Христианское учение гласит, что каким Христос был в течение Своей земной жизни, таким же истинным человеком остался Он (и всегда пребывает) и после воскресения. Его человеческая природа в этого времени приняла только высшую форму бытия, но по существу осталась той же самой, что и раньше. Всё апостольское учение о вечном служении Христа всецело основывается на предположении Его вечно пребывающего существенного единства с нами, так что если мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати», то лишь потому, что имеем во Христе Ходатая, Который может сострадать нашим немощам (Евр. 4:15, 16; ср. 5:1 и сл.; 8:13 и сл.; 9:12 и сл.). На вечно пребывающем человечестве прославленного Христа обосновывает апостол Павел и учение о Его теснейшем единении с церковью (Евр. 5:23), равно как и учение о нашем воскресении (1 Кор. 15:21 и сл.), поскольку в противном случае Христос не имеет ничего однородного с нами. Апостол не мог бы назвать и нас членами тела Христова, а также не мог бы именовать и Христа «первородным между многими братьями» (Рим. 8:29; ср. Кол. 1:12), если Он (при исполнении времени) не оставался бы по существу таким же человеком, что и мы. Христианское учение гласит, что божественная и человеческая природы во Христе соединены ипостасно. Это соединение не есть простое общение Бога с человеком наподобие обитания или Божьего действия (например, в пророках, апостолах), или наподобие таинственного общения со святыми. Равным образом это не только моральное единство, какое бывает между друзьями, но это реальное, постоянное, неразрывное единство двух природ – восприятие человеческой природы в личное единство с божественным бытием. Человеческая природа во Христе не имеет своей собственной ипостаси, а существует в воспринявшей её божественной ипостаси. Ипостась Слова действует в ней и через неё как через свой собственный орган, так что все действия и состояния человеческой природы в собственном смысле принадлежат воспринявшему её Богу-Слову, запечатлены божественным характером.

 



 
PR-CY.ru