БОГОЧЕЛОВЕК - Страница 2

В силу такого отношения единства с Отцом Христос присваивает Себе все божественные предикаты, называя Себя жизнью (Ин. 6:35, 48, 51, 11:25), светом (Ин. 8:12, 9:5, 12:35, 36) и истиной (Ин. 14:6), – не в том смысле, что через Него, через Его посредство изливается на человека жизнь и свет истины пославшего Его и обитавшего в Нём Отца, но в том, что Он Сам есть всё это (и жизнь, и свет, и истина) по существу Своему, что Он обладает всем этим как своей собственностью, имеет «в Себе», что Он Сам есть творческий принцип всякой жизни, начало, оживляющее вечную жизнь, сама абсолютная истина и источник света для мира. Как обладающий всей полнотой Божества Отца, Христос обнаруживает и чисто божественную деятельность: властно прощает грехи (Мф. 9:2, Мк. 2:7, Лк. 5:21), принимает молитвы (Ин. 14:13, 14), спасает и судит мир (Ин. 10:9, 28, 5:22, 27, Мф. 25:31 и сл.), и в силу этого является таким же предметом веры и почитания, как и Отец (Ин. 5:23, 6:29, 40, 47, 12:44 и сл., 17:3). Вслед за апостолом Фомой, который дал первое исповедание Воскресшего Спасителя Господом и Богом (Ин. 20:28), о божественном достоинстве Христа учат и другие апостолы. Согласно их учению, Христос есть Бог, явившийся во плоти (1 Тим. 3:16), вочеловечившееся Слово, которое изначально было у Бога и было Богом (Ин. 1:1, 14; 1 Ин. 1:1), в Нём обитает вся полнота Божества (Кол. 2:9). Апостол Павел называет Христа Богом, сущим над всём, благословенным во веки (Рим. 9:5). Апостольское учение присваивает Христу владычество над мёртвыми и живыми (Рим. 14:4–9), приписывает власть суда (Рим. 14:10; 1 Кор. 11:32; 2 Кор. 5:10; 2 Фес. 1:9), видит в Нём предмет поклонения и молитвы (1 Кор. 1:2; 2 Кор. 12:8; Рим. 14:11), источник благодати (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2 и др.), виновника оправдания  (Рим. 4:25; 5:18), спасения (Рим. 10:9, 13) и вечной жизни (Рим. 6:23), начало и основание всякой власти в церкви (1 Кор. 5:4; 2 Кор. 10:8; 13:10), а также и служений (1 Кор. 3:5; 12:5; Еф. 4:11; 1 Тим. 1:12). Также и называние «Сын Божий» употреблялось не в нравственном, не в теократическом смысле, а в собственном и исключительном (Рим. 8:32); Он – единородный (Ин. 1:14, 18; 1 Ин. 4:9). Христос – Сын Божий, Он есть вечный образ Бога невидимого, т.е. стоит в отношении полнейшего равенства с Богом (Кол. 1:15; Евр. 1:3; ср. Ин. 1:1; 2 Кор. 4:4; Фил. 2:6), и от вечности пребывает в теснейшем внутреннем общении с Ним (Ин. 1:1, 18; Евр. 1:5). Поэтому «Сын Божий явился» (1 Ин. 3:5, 8; ср. 1:2), «пришёл» (5:20), «Бог послал Сына» (1 Ин. 4:9, 10, 14; Рим. 8:3; Гал. 4:4, ср. Еф. 4:10). Он – Творец всего мира и вседержитель (Ин. 1:3; Кол. 1:16, 17; Еф. 3:9; Евр. 1:2, 3; 2:10), принцип духовно-нравственной жизни (Ин. 1:4, 5), равно как источник новой благодатной жизни искуплённого Им человечества (1 Ин. 1:2, 7; 5:12; Рим. 5:10; Гал. 4:4, 5; Кол. 1:14), глава церкви, объединяющий под Собой и небо, и землю (Кол. 1:18, 20; ср. Еф. 1:10, 20, 22), всё от Него исходит и к Нему же всё направляется (Кол. 1:16; Рим. 11:36; Евр. 2:10). Помимо всего сказанного, учение о Божестве Христа нашло себе практическое выражение в апостольском обычае молитвенного призывания имени Иисуса (Деян. 7:59; 9:14, 21; 1 Кор. 1:2; Откр. 22:20). Христос – истинный Бог и в то же время и истинный человек. В евангельском изображении Он является во всей полноте психофизических обнаружений истинно человеческой природы. Подобно всем людям, Христос подвержен всем обычным невинным слабостям человеческой природы: испытывает чувство голода (Мк. 11:12; Лк. 462) и жажды (Ин. 4:7; 19:28), чувствует утомление (Ин. 4:6) и потребность сна (Мф. 8:24), подвержен страданиям и смерти (Мф., гл. 26–27 и парал.). Он переживает свойственные человеку душевные состояния любви (Мк. 10:21; Ин. 11:5, 13:23) и сострадания (Мф. 9:36), радости (Лк. 10:21) и скорби до слёз (Лк. 19:41; Ин. 11:35), возмущается духом при мысли о предательстве ученика и предстоящих страданиях (Ин. 13:21; 12:27), воспламеняется гневом за поругание святыни (Лк. 19:45) и переживает минуты тяжкого томления и борения духа в ожидании крестных страданий (Лк. 12:44; ср. Евр. 5:7). Он обладает истинно человеческой волей (Мф. 26:39; Ин. 6:38), подверженной искушениям (Мф. 4:1 и сл.; 16:23), и хотя всегда пребывает в повиновение Божьей воле, но порой не без тяжких усилий (Мф. 26:38; Лк. 22:42). Обладая такой совершенной человеческой природой во всей полноте её составных частей, способностей и проявлений, Христос проходит, в изображении евангелий, и чисто человеческий путь жизненного развития, постепенно раскрывая духовно-телесные силы своей природы и с годами «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52, 40).

 



 
PR-CY.ru