БОГОРАЗ Владимир Германович - Страница 3

Он новаторски изучает современную русскую деревню, издаёт книги «Старый и новый быт деревни» (1924 г.), «Революция в деревне» (1924 г.) и др., работает членом редколлегий журналов «Советская этнография» и «Советский фольклор», печатает там статьи, а в ежемесячнике «Россия» – путевые очерки о Западной Европе и Америке, принимает участие в международных этнографических конгрессах, пишет и о художественной литературе (о произведениях А. Кожевникова, Н. Вагнера, М. Езерского и др.), участвует в подготовке собрания сочинений Г. Уэллса (перевод, редактирование, две вводные статьи). Его научная деятельность характеризуется созданием таких значительных работ, как «Народная литература палеоазиатов» (1919 г.), «Новая Индия и Рабиндранат Тагор» (1922 г.), «Основные типы фольклора северной Евразии и Северной Америки» (1937 г.). В художественном творчестве продолжается разработка нового типа эпического повествования, сочетающего художественность, научный этнографизм и социальную направленность. Раздумьям о прошлом и настоящем Чукотки посвящены новые романы Богораза «Союз молодых» (1927–1928 гг.) и «Воскресшее племя» (1935 г.). Стремясь помочь развитию культуры ставшего родным северо-восточного края, он в 1934 г. публикует научную грамматику чукотского языка. В.Г. Тан-Богораз был инициатором создания Музея истории религии и атеизма при Академии наук СССР (в Казанском соборе г. Ленинграда), которым и руководил с 1930 г. вплоть до своей смерти. Умер по пути в Ростов-на-Дону. Богораз внёс весомый вклад в изучение первобытных форм религии народов Севера. Богатейший материал, собранный им в ходе экспедиций, подробно воссоздаёт религиозную картину мира чукчей, коряков, эскимосов, описывает их верования и обряды. Изучив язык чукчей, он собрал и составил обширный сборник космогонических, этиологических и других мифов этого народа. В охотничьем мифологическом комплексе Богораз особо выделял значение мифа об умирающем и воскресающем звере, усматривая в нём параллель земледельческому мифу об умирающем и воскресающем духе растительности. В своих воззрениях относительно происхождения религии он исходил из того, что в основании первобытных форм религии лежит смутное ощущение безличной силы – «мана». Это первобытное и единое ощущение «мана» эволюционирует в сторону дробления на множество представлений об отдельных духах. Первобытные религиозные верования характеризуются также стремлением к оживотворению и уподоблению всего сущего человеку. На этом этапе в архаическом сознании возникает идея, согласно которой вещи имеют двойную природу: свой обычный вид и другой, человекоподобный. Обе формы вполне материальны, и вещи могут свободно менять их одну на другую, приобретая способность к человеческим действиям. Позднее, в ходе развития этой идеи, появляются представления о человеческой душе, заключённой в теле и время от времени покидающей его. При объяснении эволюции отдельных форм первобытных верований, а также развития религии вообще Богораз в целом опирался на марксистскую трактовку религии, обращая внимание, прежде всего, на социально-психологические факторы. Всем его работам присущ сравнительный подход. Особенно ярко он проявился в работе «Христианство в свете этнографии», где автор пытался связать все ключевые моменты библейского повествования с древнейшими религиозными представлениями, мифами и обрядами. Лит.: Памяти В.Г. Богораза. М.; Л., 1937; Комановский Б. Человек с беспокойным сердцем // Богораз В. Северные рассказы. М., 1958; Карташов Б. По стране оленных людей. М., 1959; Воскобойников М. В.Г. Богораз-Тан – революционер, ученый, писатель // Дружба народов. 1965. № 4; Кулешова Н. В.Г. Тан-Богораз: Жизнь и творчество. Минск, 1975; Шпрыгов Ю. Проза утреннего края: Литературно-критические очерки. Магадан, 1985; Шевлякова Е. Революцией призванные // Полярная звезда. Якутск. 1987. № 6; Муравьев Вл. Владимир Германович Тан-Богораз (1865–1936) // Тан-Богораз В.Г. Восемь племен. Воскресшее племя. Иркутск, 1987; Комиссарова Г. Лицом к лицу с природой // Дальний Восток. 1988. № 7; Вдовин И.С. В.Г. Богораз-Тан – ученый, писатель, общественный деятель // Советская этнография. 1991. № 2; Скребыкина Л.И. Былины, записанные на Колыме В.Г. Богоразом и их публикации // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1991. Вып. 18; Зоркин Б. Друг чукчей и эвенов // Богораз-Тан В.Г. Восемь племен. Хабаровск, 1991; Жаркова Т.В. Чукотские и колымские повести и рассказы В.Г. Тана-Богораза: автореферат кандидатской диссертации. М., 1999.



 
PR-CY.ru