БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО – религиозно-философское течение в среде либеральной российской интеллигенции начала XX в. Духовная атмосфера в России тогда была крайне противоречивой. Исследователи в целом характеризуют её как кризисную. Это был кризис, с одной стороны, традиционного православия и отражающего его «старого религиозного сознания», а с другой – атеистической идеологии леворадикальной интеллигенции. В начале XX в. происходит изменение сознания и самосознания интеллигенции, которая в своём большинстве становится либеральной и начинает борьбу против освободительных, атеистических и материалистических идей леворадикальной интеллигенции XIX в. Либеральная российская интеллигенция предпринимает попытку вернуться к религии, но не в лоно официального православия, а желает остаться вне православной церковности. Характерными для этого периода в истории российской интеллигенции были искреннее желание, даже потребность не только в религиозном мировоззрении, но и в религиозной вере, однако не связанной официальной церковностью и не ограниченной жёсткими рамками христианской догматики. На этой основе рождается «новое религиозное сознание» – феномен российского богоискательства, которое противостоит, с одной стороны, официальному православию, а с другой – марксизму. Через то и через другое либеральная интеллигенция прошла, и в том и в другом разочаровалась. Богоискательство начало проявлять себя ещё накануне первой революции, но широко развернулось лишь в последовавшие за поражением революции годы реакции, когда мелкобуржуазная интеллигенция «устала» от борьбы с царизмом и, напуганная наступлением рабочего класса, разочаровалась в своих революционных идеалах. Носителями богоискательства в его наиболее чистом виде выступила группа декадентов, возглавлявшаяся писателем и религиозным философом Дмитрием Сергеевичем Мережковским (1866–1941 гг.), поэтессой и литературным критиком Зинаидой Николаевной Гиппиус (1869–1954 гг.) и критиком и публицистом Дмитрием Владимировичем Философовым (1820–1894 гг.). Помимо группы Д.С. Мережковского к этому течению примыкал ряд лиц, выступавших приверженцами богоискательства, идеологами его особой «разновидности»: писатель-мистик и адвокат Николай Максимович Минский (1855–1937 гг.), философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948 гг.), экономист Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944 гг.), литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов (1856–1919 гг.) и др. Общим для них все было «искание Бога» и стремление обосновать в связи с этими поисками новое религиозное сознание. Богоискатели противопоставляли материалистическому принципу необходимости и закономерности своё утверждение «абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности – в Боге». Главным печатным органом либеральной интеллигенции становится журнал «Новый Путь», с 1905 г. получивший название «Вопросы жизни». Говоря о задачах журнала, Д.С. Мережковский указывал, что «можно было б сделать… формулой: переход от позитивной к религиозной общественности» (под позитивной общественностью либеральная интеллигенция начала XX в. понимала безрелигиозную и ориентированную на материализм часть русского общества). Но сложность данной задачи, по его мнению, имеет как теоретический, так и практический аспекты. Теоретическая сторона заключается в сопротивлении как интеллигенции, так и представителей официальной церкви, олицетворяющих собой историческое христианство. Практическая же трудность кроется в том, что «в России… связь религии с реакцией – не отвлечённая, а самая реальная, кровная, иногда кровавая». Таким образом, богоискателям приходилось отстаивать свою точку зрения, ведя полемику в двух направлениях – с атеистически настроенным крылом интеллигенции и с официальной церковью. Именно вопрос о том, каким образом христианство вновь может стать влиятельной силой в жизни общества и отдельной личности, стал ключевым на Религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге. В рамках богоискательства исследователи выделяют два направления. Первое, резко критически оценивающее деятельность Русской православной церкви, полностью отмежевавшееся от неё и пришедшее к неохристианству, или «новому религиозному сознанию» (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Л.И. Шестов, Д.В. Философов и др.). Второе направление было гораздо лояльнее и ближе к официальному православию. Помимо трудов В.С. Соловьёва, представители этого направления опирались и на сочинения Отцов церкви, в итоге придя к софиологии (П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, В.А. Тернавцев, А.В. Карташев и др.).

 



 
PR-CY.ru