Словарь по христианству Б БОГОГЛАСНИК

БОГОГЛАСНИК

БОГОГЛАСНИК – сборник духовных песен, положенных на ноты и исполняемых русским народом в праздничные дни вне богослужебного времени. Такие сборники появились в XVII–XVIII вв. в западной России: на Волыни, в Забужье, Холмщине, Подлясье и других местностях. В сборниках помещаются песнопения праздникам, Богородичны и пр. Эти песнопения (псалмы, канты) носят часто народный характер, приближаются к духовным стихам странствующих нищих; встречаются также стихи старинных стихотворцев и произведения униатов. Цель «Богогласника» – отвлечение от греховного времяпрепровождения и поддержание религиозного праздничного настроения. Исследователям хорошо известна первая у восточных славян печатная антология таких нотированных духовных песен и стихов, изданная в греко-католической типографии в г. Почаеве в 1790–1791 гг. васлианами (общее название монашеских орденов византийского обряда, которые в своей деятельности руководствуются уставом Василия Великого). Антология содержит 248 духовных песен, в основном, на староукраинском книжном (некоторые редакции – на церковнославянском украинском), а также на польском и латинском языках. Они посвящены Господским праздникам, неделям триодного цикла, чудотворным Распятиям Христовым, а также богородичные, в том числе иконославильные (в честь святых) поучительно-морализаторские, «благоговейные, покаянные и умилительные», отражающие исторические события. Репертуар и принципы упорядочения материала, использованные в ней, складывались в рукописных песенниках с XVII в., а мелодии изложены квадратной киевской нотацией одноголосно. Издание стало завершением широко распространённой на Украине традиции сочинения и исполнения духовных песен. В конце XVII – начале XVIII в. на Украине и за её пределами уже была создана почти четверть вошедших в него песен, однако большая часть появилась в середине 1720 – середине 1770 гг. Четырёхчастное строение «Богогласника» в целом является циклично-тематическим, но заметно и влияние календарно-минейного принципа группировки песен, типичного как для закарпатских и галицко-волынских песенников, так и для церковных украинских Ирмологионов. При составлении «Богогласника» тексты многих включённых в него песен подвергались редактированию (сокращению, расширению, созданию парафраз, «перевиршеванию»), о чём упоминают его составители в «Предисловии». Связь с «Богогласником» обнаруживают и печатные песенники 1770–1790 гг. Важнейшее значение имеет связь духовной песенности с литургической практикой. В отдельных местностях песни пелись непосредственно в храме, до или после службы (в рукописных экземплярах богослужебных книг тексты песен на определённые дни приписаны к некоторым богослужебным разделам). Для авторов того времени (и православных, и униатов) ориентирами при создании духовных песен часто служили тексты Священного Писания, богослужебных и поучительных книг, гимнография, апокрифы. В наиболее содержательных текстах мастерски объединяются фрагменты из Евангелий, Книг пророков, Псалтири. На раннем этапе развития жанра духовной песни было принято использовать начальные строки богослужебных песнопений при создании песен на соответствующие праздники, что наблюдается и в рукописных песенниках, и в «Богогласнике». В XVIII в. образцами для создания новых духовных песен часто становились хорошо известные «старые», взятые из рукописей или передающиеся устно. Некоторые песни переданы парами соответствующих текстов (чаще украинских и польских, один раз латинских и польских, одна песня на трёх языках). Но определить, какая версия является оригиналом, исследователям достаточно сложно. Рукописные песенники и «Богогласники» были распространены и в XIX в., особенно в Закарпатье. Наиболее значительные их собрания находятся в Вильнюсе, Киеве, Львове, Праге, Пшемысле. В середине XIX в. «Богогласники» подвергались гонению и отбирались у народа, но впоследствии их издание возобновилось. Они были признаны за внебогослужебные религиозные песнопения, в особенности для православного населения в западной России. «Богогласники» издавала Почаевская Лавра. Святейший Синод также издал в переработанном и дополненном виде один из прежних «Богогласников», составленный иноками «чину Василия Великого» под названием: «Богогласник. Сборник благоговейных песнопений праздникам Господним, Богородичным и пр.» (изд. училищного Совета при Святейшем Синоде, СПб., 1903, с напевами, в двух частях).

 
PR-CY.ru