Словарь по христианству Б БОГАЧ И ЛАЗАРЬ

БОГАЧ И ЛАЗАРЬ

БОГАЧ И ЛАЗАРЬ – одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. В ней говорится, что некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда (Авраам) сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». Многие толковали и продолжают толковать эту притчу, находя в ней всё новые и новые грани. Так, крупный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский, Охридский (первая половина XI в. – начало XII в.) сообщает, что богач выступает в притче анонимным лицом, а нищий назван по имени. Факт того, что после смерти душу Лазаря приняли ангелы, он объясняет тем, что, находясь у ворот богача, видя, как другие наслаждаются, он не роптал, не хулил Бога и не поносил роскошную жизнь богача. Именно по этой причине он попал после смерти на лоно Авраамово и «разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников». Особо Феофилакт рассуждает о пропасти, разделяющей грешников и праведников, вступая при этом в полемику с оригенистами: «Оригенисты говорят, что придёт время, когда муки окончатся, и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и, таким образом, Бог будет всё во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген». Архиепископ Русской православной церкви заграницей Аверкий (Таушев; 1906–1976 гг.), комментируя данную притчу, пишет, что фраза «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» означает наличие у людей Закона, следуя которому можно избежать попадания в место мучения. Говоря об отказе Авраама послать Лазаря к братьям умершего богача, он замечает, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Священном Писании, то всякие другие уверения окажутся также напрасными. Неверующий, поражённый даже необычностью явления умершего, потом всё же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным. Притча о богаче и Лазаре послужила сюжетом для русского духовного стиха, очень популярного между каликами перехожими и сохраняющегося во множестве вариантов. В русском стихе богач и Лазарь являются родными братьями, но богач отрекается от этого родства, прогоняет Лазаря и даже травит его собаками, которые, однако, не трогают его. В некоторых вариантах богач хвастается своей силой и говорит, что он сумеет «отмолиться от Бога, отсыпаться от смерти», между тем они оба умирают, но не одинаковой смертью. Ангелы тихо вынимают душу Лазаря через сахарные уста, а у богача они исторгают душу железным крюком через левое ребро или темя. Первый идет в рай, второй же в ад и среди мучений обращается не к Аврааму, а к брату, который различно отвечает в разных вариантах.

 
PR-CY.ru