Словарь по христианству Б БЛАНДРАТА Джордже

БЛАНДРАТА Джордже

БЛАНДРАТА Джордже (XVI в.) – врач и религиозный деятель антитринитарного толка (антитринитарии не принимали догмат о Троице). Родом из Салуццо (Пьемонт), представитель некогда влиятельного итальянского рода Де Бландрате, он учился на медицинском факультете университета Монпелье, после окончания которого в 1533 г. специализировался на функциональных и нервных расстройствах у женщин. В 1544 г. Бландрата совершил свою первую поездку в Трансильванию, в 1553 г. посетил Гризон, а в 1557 г. провёл год в Женеве, где конфликтовал с последователями Жана Кальвина (1509–1564 гг.), придерживавшихся менее радикальных идей. Приняв протестантство, он в 1556 г. переехал в Женеву, но разошёлся с Ж. Кальвином относительно учения о Святой Троице и в 1558 г. переселился в Польшу, известную в то время религиозной терпимостью, где стал лидером еретической партии на Соборах в Пиньчуве (1558 г.) и Ксёнже (1560 и 1562 гг.). Бландрата был замечен государственным и военным деятелем Великого княжества Литовского, известным меценатом и кальвинистом Николаем Радзивиллом (1512–1584 гг.), который стал ему покровительствовать, несмотря на то, что Ж. Кальвин писал, что Бландрата является антитриниратием. Николай Радзивилл представил его королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду II Августу (1520–1572 гг.), а в 1561 г. послал в Пинчув, чтобы тот принял участие в переводе Священного Писания на польский язык. Перевод был окончен в 1563 г., после чего был напечатан (так называемая Несвижская, или Радзивилловская, Библия). И в Трансильвании, и в Кракове Бландрата деятельно распространял антитринитарное учение в духе Фауста Социна (1539–1604 гг.). Он занимал должность придворного врача вдовствующей королевы польской и великой княгини литовской Боны Сфорца д’Арагона (1494–1557 гг.), а в 1563 г. перебрался в Трансильванию, где выполнял те же обязанности при дворе внука Боны Сфорци – Яноша Сигизмунда Запольяи (1540–1571 гг.). После его смерти в Бландрата остался при трансильванском дворе на службе у князя Стефана Батория (1533–1586 гг.), в то время лояльно относившегося к антитриниратизму. Вместе с ним он в 1576 г. отправился в Краков, где агитировал за избрание своего патрона королём польским и великом князем литовским. Однако остаться при католическом дворе Стефана Батория не смог и вернулся в Трансильванию, где служил его старшему брату Криштофу. Поскольку в 1578 г. их взгляды разошлись, Бландрата пригласил в Трансильванию антитринитарианского богослова Социна, чтобы повлиять на своего друга, но это результатов не дало. В следующем году (после того, как Криштоф Баторий пригласил в Трансильванию иезуитов) Бландрата вместе с Социном вернулся в Краков. Здесь учение Социна имело большой успех, а Бландрата стал королевским врачом. Он был убит в 1590 г. (или в 1588 г.), согласно иезуиту Якубу Вуеку (1541–1597 гг.), своим племянником Джорджио, сыном Альфонсо. Его «Confessio antitrinitaria» издал Генке в Гельмштедте в 1794 г. Другое сочинение («Aequipollentes ex scriptura phrases») переведено на польский язык Григорием Паули.

 
PR-CY.ru