БОГОСЛОВИЕ - Страница 9

Патрология – это раздел богословия, занимающийся изложением содержания основных поучений отцов и учителей церкви, в особенности тех, кто именуется вселенскими учителями. Патрология православной церкви стремится обосновать исключительное значение для христианства сочинений Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского. В католицизме наибольшей популярностью пользуются сочинения Иеронима Стридонского, Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского. Однако протестантские церкви и подавляющее большинство сектантских объединений не считают их творения выражением божественного Откровения, называя их обыкновенными религиозными писателями, изложившими в произведениях собственную точку зрения по ряду догматических, апологетических, нравственных и других проблем христианской веры. Православные и католические теологи широко используют сочинения вселенских учителей для защиты и обоснования всех сторон христианского вероучения. Наряду с цитатами из Библии, постановлений Вселенских соборов широко цитируются вселенские учителя как непогрешимые хранители и истолкователи божественных истин. Трудно найти богословское сочинение, в котором бы не содержались ссылки на авторитет отцов и учителей. Однако, говоря об абсолютной непогрешимости вселенских учителей, богословы не могут обойти молчанием тот факт, что у них у всех содержатся различные (порой взаимоисключающие) утверждения по одним и тем же представлениям. Кроме того, всем им свойственно отрицательное отношение к науке, просвещению, культуре. Именно поэтому богословы утверждают, что непререкаемый авторитет всех отцов и учителей церкви как свидетельство её непогрешимости не распространяется на каждого из них в отдельности. Иное суждение какого-либо учителя в сравнении с суждением по этому вопросу других учителей должно считаться его частным мнением. Что же касается враждебного отношения отцов и учителей к науке, то здесь исследователи рекомендуют пересмотреть традиционные патрологические представления. Богословы предлагают не считать вселенских учителей авторитетами в том случае, когда они говорят не о религиозных проблемах, а о задачах науки. В таком случае святые отцы должны рассматриваться уже не как вселенские учителя, а как обыкновенные учёные, способные ошибаться, заблуждаться, отстаивать неверные выводы. Что же касается веры и нравственности, то здесь они признаются хранителями божественного Откровения, и их авторитет считается непререкаемым. Основной задачей сравнительного (или обличительного) богословия является опровержение тех или иных догматических представлений, принятых одной христианской церковью и не согласующихся с подобными представлениями другой. Так, православная церковь доказывает несостоятельность католического учения о филиокве, о непогрешимости папы, о телесном вознесении Богородицы на небо и т.п. Одновременно она изыскивает доводы в пользу неправомерности отрицания протестантами и сектантами ряда таинств и обрядов. Католическая церковь, в свою очередь, отстаивая непогрешимость собственного вероучения, подвергает сомнению богоустановленность отдельных православных и протестантских представлений. Обычно во всех христианских курсах сравнительного богословия подвергается критике не вся доктрина той или иной христианской церкви, а только её особые суждения по определённым сторонам вероучения и культа. Так, в православном сравнительном богословии не ставится задача доказать порочность католицизма, протестантизма, баптизма или адвентизма в целом, а лишь доказывается ссылками на Библию, на постановления Вселенских соборов и поучения вселенских учителей богоустановленность собственных воззрений по отдельным вопросам, а также доказывается несоответствие Священному Писанию и Священному Преданию воззрений других церквей. Термин «богословие» не всегда был в употреблении и (войдя в употребление) в различные времена имел различные значения. В христианское время он впервые встречается у апологетов. Но его употребление у древних греков восходит к очень раннему времени. Прежде всего, появилось название «богословы», которое они прилагали к поэтам, например, к Гесиоду и Орфею, излагавшим учение о богах в своих песнопениях, заимствованных из предания и украшенных вымыслами их собственного воображения.

 



 
PR-CY.ru