БОГОСЛОВИЕ - Страница 4

Кроме того, единство Бога должно воспитывать теснейшее нравственное единство у всех верующих, объединять их в братскую семью, независимо от социального положения или классовой принадлежности. Наконец, единство Бога является условием всепоглощающей любви к Нему человека. Именно поэтому человек обязан возлюбить Бога всем своим сердцем, душой и разумом. Все без исключения богословы (православные, католические, протестантские) считают догматы неизменными, непререкаемыми правилами спасительной веры, данными людям Самим Богом на все времена. В то же время приверженцы различных вероисповеданий далеко не одинаково отвечают на вопрос о количестве богоустановленных догматов, о значении некоторых из них в делах веры, об источниках, на которые опирается догматическое богословие. Так, например, православная церковь признает истинными только те догматы, которые приняты первыми двумя Вселенскими соборами (Никео-Цареградский символ веры). Католическая церковь считает также истинными догматы, утверждённые её поместными Соборами, в частности, догматы о чистилище, исхождении Святого Духа от Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве), о главенстве и непогрешимости папы Римского, о телесном вознесении Богородицы на небо. Протестантские церкви признают богоустановленность только тех догматов, которые внесены в их вероисповедания. Существенные различия есть между церквами в оценке источников, подтверждающих истинность того или иного догмата, и в понимании значения конкретных догматов для спасения. Православная и католическая церкви единственными источниками Откровения признают Священное Писание и Священное Предание, а в протестантском богословии Священное Предание не имеет никакого значения. Для католической и православной церквей все догматы имеют спасительный смысл, а протестантские теологи различают существенные догматы, обязательные для исповедания, и несущественные, которые можно признавать или не признавать без ущерба для веры. Однако у всех христианских церквей есть немало общих, причём наиболее важных, догматов. Первую, самую важную, группу догматов составляют догматы о Боге, Его сущности, отношении к миру и человеку. Здесь особое внимание уделяется обоснованию теологических представлений о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т.п. Каждый из этих догматов, в свою очередь, включает в себя большое количество различных догматических представлений. Например, богословы подчёркивают, что первым догматом, который церковь должна внушить верующим, является догмат о том, что «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познать Его лишь отчасти, – столько, сколько сам Бог благоволил открыть Себя для их веры и благочестия». За догматом о непостижимости Бога следует догмат о Его единстве. Суть его сводится к утверждению, что есть только один Бог, и нет никаких других богов, ни равных Ему, ни высших, ни низших. Поэтому все представления о богах в нехристианских религиях являются ложными, извращёнными. Далее идёт догмат о существе Божьем. Человек должен верить, что «Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный». Важнейшим общехристианским догматом считается догмат о Троице, т.е. Бог един и в то же время троичен. Этот догмат включает в себя, по крайней мере, три основных догмата: о троичности Лиц в Боге при единстве существа, о равенстве божественных Лиц, о различии божественных Лиц по их свойствам. Первый из них утверждает, что в Боге, едином по существу, имеется три Лица, или ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Второй подчёркивает, что все три Лица в Боге равны между собой: и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но это не три бога, а один Бог. Третий догмат требует верить, что три Лица в Боге различны по своим свойствам: Отец не рождён ни от кого, Сын рождён от Отца, Дух Святой исходит от Отца (в католической догматике Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына). Большое значение христианское богословие придаёт так называемым христологическим догматам, догматам о Боге–Спасителе падшего человечества, совершившего спасение через своего единородного Сына, воплотившегося и пострадавшего, воскресшего и вознесшегося на небо.

 



 
PR-CY.ru