БЛАГОСЛОВЕНИЕ - Страница 6

На византийских иконах, мозаиках и фресках, изображающих Христа и святых, встречаются и другие формы перстосложения при поднятой руке. Интерпретацию жеста фигур с поднятой рукой только как благословляющего исследователи считают неверной, поскольку этот жест часто указывает не на благословение, а на обращение (Голубинский. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 2. С. 487–503). В Русской церкви до XVI в. употреблялись различные формы перстосложения, но в 1551 г. Стоглавый собор ввёл единообразие как для крестного знамения, так и для священнического благословения: «Аще кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят» (Стоглав. Гл. 31). Учение о том, что для благословения и крестного знамения необходимо употреблять только двуперстие, послужило одним из поводов к расколу в Русской церкви. В 1666 г. Большой Московский собор постановил использовать для священнического благословения именословное перстосложение, «еже бы не порушитися чину греческому» (Макарий. История Русской Церкви. Т. 8. С. 101–102). Часть верующих не приняла ни этого, ни других предложенных Собором изменений русских богослужебных обычаев начала XVII в. и ушла в старообрядческий раскол. Именословное перстосложение старообрядцы называют «малаксой» – по имени греческого священника Николая Малаксы, написавшего на него в середине XVI в. толкование, включённое в книгу «Скрижаль» патриарха Никона (М., 1656). Тем не менее, именословное перстосложение для священнического благословения было принято на Руси и ныне используется всеми православными поместными церквами. Кроме различения перстосложений для благословения и крестного знамения различаются священническое и епископское благословения: только архиерей может благословлять не одной, а двумя руками; в его присутствии священники не благословляют (см. Архиерейское богослужение). На Западе в Средние века сохранялось «всеперстие», которое стало интерпретироваться как «знак пяти ран Христа» (две на руках, две на ногах, одна в боку), исцеливших человечество от греха (Ис. 53:5; 1 Петр. 2:24; 1 Ин. 1:7). Испанский епископ Лука Тудетанский (ум. в 1288 г.) не делал различия между крестным знамением и жестом благословения. С XII в. в греческие сборники канонических правил включается анонимная статья против латинян. В славянской Кормчей в статье «О фрязех и о прочих латинах» среди основных заблуждений католиков указывается неправильное перстосложение при благословении: «Некоторые из них пятью перстами как-то благословляют и пальцем лицо знаменают, подобно монофелитам...» В позднее Средневековье на Западе начали различать «греческое» (большой и безымянный пальцы соединены, а указательный, средний и мизинец выпрямлены) и «латинское» (мизинец и безымянный согнуты и прижаты к ладони, а большой, средний и указательный пальцы выпрямлены) благословения. Впервые «латинская» форма благословения упоминается у папы Римского Льва IV (847–855 гг.): «Чашу и хлеб знаменуйте правильным крестом, то есть не вокруг и кое-как перстами, как делают многие, но разогнув два пальца и большой внутрь сложивши, через которые означается Троица, правильно старайтесь изображать сие знамение: +, ибо не иначе можете благословлять что-либо». Для преподания благословения используются также иконы, кресты, в конце литургии – святой потир со Святыми Дарами, Евангелие, свечи (архиерейские дикирий и трикирий, пасхальные трёхсвечники, свеча на литургии Преждеосвященных Даров), окропление святой водой, помазание елеем (например, на всенощной) и проч. Благословения – неотъемлемая часть жизни каждого христианина, ежедневно испрашивающего Божьего благословения на все свои дела, перед приёмом пищи, при отходе ко сну. Кроме того, слово «благословение» употребляется как синоним согласия духовного наставника с намерением пасомого или же его поручения сделать «за послушание» то или другое. Такое благословение является основной формой пастырского руководства. Не делать ничего без благословения – добродетель послушания. В то время как благословение на то или иное серьёзное предприятие у плотских или духовных родителей, как правило, испрашивают все христиане, монах же должен следовать благословению своего духовного отца в любых своих действиях. Исследователи подчёркивают, что благодатное действие благословения подтверждается бесчисленными примерами из аскетической и житийной литературы.



 
PR-CY.ru