БЛАГОСЛОВЕНИЕ - Страница 5

Из Нового Завета известно, что Свои благословения Иисус Христос сопровождал возведением, прикосновением или возложением рук. Памятники III–IV вв. обычно говорят о возложении рук как при благословении веществ таинств (например, хлеба Евхаристии), так и при благословении людей. При большом стечении народа возложение рук заменялось их поднятием. По крайней мере, с IV в. обычным жестом при устном священническом или епископском благословении становится наложение крестного знамения (крестообразное движение руки) на благословляемое. Одно из ранних свидетельств этому содержится в составленном не раньше III в. апокрифическом Евангелии Никодима (гл. 24), где описано, как сошедший в ад Господь, простирая руку, творит крестное знамение на Адаме и всех ветхозаветных святых. При этом для крестообразного благословения могло использоваться различное перстосложение, как открытая ладонь («всеперстие»), так и один или несколько пальцев. Использование при благословении разных форм перстосложения тесно связано с жестикуляцией римских ораторов. Например, соединение безымянного пальца с большим, когда остальные вытянуты, означало начало речи или порицание, а вытянутая правая рука, с выпрямленными указательным и средним, с прижатыми мизинцем и безымянным и отставленным большим пальцами – процесс речи или угрозу (Апулей. Метаморфозы. 2:21). Кроме того, определённое влияние на перстосложение при благословении оказало и античное искусство счёта по пальцам. Константинопольский патриарх Герман I (715–730 гг.) в толковании на Божественную литургию приводит числовое истолкование архиерейского благословения после прочтения Евангелия перед удалением оглашенных: пальцы благословляющей руки должны изображать греческие буквы ς и φ, имеющие определённые числовые значения и в сумме дающие 6500 – предполагаемый год (от сотворения мира) Второго пришествия Христа. С V в. на Востоке в связи с особой остротой христологических споров на пальцах стали изображать исповедание веры (Феодорит. Церковная история; Созомен. Церковная история; Никифор Каллист. Церковная история): два соединённых пальца символизируют Божественную и человеческую природы Христа Спасителя, а три – Три Божественных Лица. В зависимости от того, какие три пальца соединены (большой, безымянный и мизинец или большой, указательный и средний), различаются двуперстие и троеперстие. Обычными перстосложениями на Востоке долгое время были восходящее к античности соединение большого пальца с безымянным при вытянутых остальных (при этом большой и безымянный пальцы изображают крест; именно это перстосложение имел в виду в своём толковании свт. Герман) и двуперстие. И то и другое встречается, например, на мозаичных иконах и фресках XI в. в Софийском соборе Киева. Кроме того, с VI в. на Востоке появляется благословения только четырьмя пальцами правой руки при прижатом большом. К середине XVI в. обычным в греческих церквах становится именословное перстосложение, при котором указательный и средний пальцы соединены так, чтобы первый из них (выпрямленный) представлял собой букву «I», а второй (также простёртый и несколько наклонённый) – букву «С». Большой же палец совокуплен с двумя последними так, чтобы он, пересекая безымянный палец, представлял вместе с ним букву «X», а мизинец (простёртый и несколько наклонённый) – букву «С», т.е. буквы греческого алфавита «Ι», «Σ» и «Χ». При этом изображается монограмма Спасителя – «icxc», т.е. первые и последние буквы имени Иисус Христос. Иногда в таком перстосложении усматривали и другие буквы: «Ν» (от «ΝΙΚΑ» – «Победа»), «Α» и «Ω» (см. Альфа и Омега), «Τ» как образ креста. Именословное перстосложение, вероятно, восходит к перстосложению с прямыми указательным, средним пальцами и мизинцем и соединёнными большим и безымянным пальцами.

 



 
PR-CY.ru