БЛАГОСЛОВЕНИЕ - Страница 4

Благословение в церковном богослужении – это словесная формула, связанная с жестом или литургическим знаком, содержащая прошение об освящающем действии или пожелание Божьих благодеяний. У раннехристианских авторов благословение и благодарение используются как равнозначные слова. В сочинениях христианских авторов I–IV вв. термин «благословение» применяется по отношению к чинопоследованиям таинств Евхаристии, Крещения и Миропомазания, Священства; к молитвам над хлебом, вином, елеем, начатками плодов и др.; к формулам, произносившимся над вечерней лампадой и т.д. С течением времени на Востоке слово «благословение» стало употребляться в более узком значении – в смысле формул, в определённых случаях произносимых священнослужителем над предметами или людьми (и, как правило, сопровождаемых определённым жестом). Кроме того, благословение, обращённое к Богу, содержится во многих священнических возгласах. В этом смысле слова в православной литургической традиции благословением отмечаются все важнейшие моменты службы. Начальный возглас – необходимое связующее звено при переходе от повседневной жизни к литургическому богообщению. В православной практике существуют три начальных возгласа, два из которых являются благословением: «Благословен Бог наш...» и «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа...»), и некоторые другие, а также входы, каждения, чтения из Священного Писания, чтение предстоятелем анафемы на литургии и проч. Особая форма благословения – отпуст в конце службы. Эти благословения присутствуют уже в литургико-канонических памятниках III–IV вв. Хотя все христиане – «царственное священство» (1 Петр. 2:9), однако уже в «Апостольских постановлениях» (около 380 г.) благословения рассматривается как исключительная обязанность священников. Мирянам же и низшим клирикам (чтецам, певцам, привратникам и проч.) благословлять запрещается, поскольку это – апостольский дар, который передаётся только епископам и пресвитерам через возложение рук (Деян. 8:16–20). Неправильно рукоположенные или запрещённые в служении иереи также не могут и благословлять. Тем более запрещено принимать благословения от еретиков, не имеющих апостольского преемства, а «благословлять языческими богами – всё равно, что проклинать Именем Божиим». Кроме благословений в составе служб в церковной практике широко распространены благословения верующих по их просьбе священниками и епископами, а также благословения родителями своих детей. На Руси издавна существовал благочестивый обычай передавать благословение потомкам через родовые святыни (обычно кресты и иконы). Такое благословение обычно преподаётся при вступлении детей в брак или на смертном одре. На Западе термин «благословение» применяется в том же смысле, что и на Востоке, но там также существует целый ряд чинопоследований благословений различных предметов (например, церковных сосудов, новых строений и т.п.) или каких-либо начинаний людей (путешествия, начала нового дела и т.п.). Католическое богословие противопоставляет такое благословение (benedictio) освящению (consecratio), которое употребляется только по отношению к важнейшим священнодействиям – Евхаристии, рукоположениям и проч. Кроме того, католические богословы различают конститутивные благословения, влекущие за собой изменение в отношениях вещи или человека с окружающим миром (например, освящение евхаристических сосудов или принесение монашеских обетов), и инвокативные (благословения пищи, больных и т.п.), действие которых ограничено временем и пространством. Особым обрядом считается торжественное епископское благословение во время службы, преподаваемое в определённые дни (впервые оно появилось в галликанском обряде). Одним из проявлений важной для католической духовности практики поклонения Святым Тайнам (adoratio) вне мессы является благословение Святыми Дарами. Часть западных чинопоследований благословения (например, колоколов или церковных облачений) вошла в богослужебные книги Русской церкви (см. Требник), однако различение между благословением и освящением осталось чуждым для православного сознания, и термин «освящение» употребляется относительно как таинств, так и других чинопоследований.

 



 
PR-CY.ru