БЛАГОСЛОВЕНИЕ - Страница 3

Благословению часто сопутствовали соответствующие жесты, символизирующие контакт между подающим благословение и получающим его. К наиболее часто употребляемым жестам относятся возложение (Быт. 48:14) или поднятие рук (Исх. 17:11; Лев 9:22), поцелуй (Быт. 31:55; 2 Цар. 19:39) или объятия (Быт. 48:10), материальный дар (Быт. 33:11; 4 Цар. 5:15). Особое значение в Священной истории имеет благословение хлебом и вином, данное Аврааму Мелхиседеком (Быт. 14:18–19). Считается, что большой силой обладает благословение, подаваемое со святого места (Исх. 29:24; Пс. 118:26). Священническое благословение в синагогальном богослужении до настоящего времени произносят с воздетыми руками, лицом к народу и раздвинув пальцы рук в форме буквы «шин» (Еврейская энциклопедия. Т. 4). Благословение не только важный составляющий элемент духовной жизни и быта Древнего Израиля, но и фундаментальный концепт ветхозаветного богословия, раскрывающийся во всей полноте и обретающий эсхатологическую перспективу в Новом Завете (Ис. 65:23 и Мф. 25:34). С благословения начинается новозаветная история: в Благовещении архангел Гавриил передает Марии благословение и возвещает Ей о рождении от Неё Спасителя мира. Во время общественного служения Христос благословлял детей (Мк. 10:16) и Своих учеников (Лк. 24:50). Благословив, Он умножил хлебы в пустыне (Мф. 14:19; 15:36; Мк. 6:41; 8:6; Лк. 9:16; Ин. 6:11, 23) и установил таинство Евхаристии на Тайной вечере (Мф. 26:26; Лк. 22:20; 24:30; 1 Кор. 10:16); благословление Им апостолов при Вознесении (Лк. 24:50) называют прощальным. Согласно одной из проповедей апостола Петра, Иисус был послан затем, чтобы благословлять (Деян. 3:26); Он предписал Своим ученикам отвечать благословением даже на притеснения и гонения (Лк. 6:28). Апостол Павел, сам так поступавший (1 Кор. 4:12), призывал к этому и всех христиан (Рим. 12:14). Нести Божье благословение в мир – миссия церкви и призвание каждого христианина (Мф. 5:44; Лк. 6:28; Рим. 12:14; 1 Петр. 3:9; 1 Кор. 4:12; Рим. 15:29). В Новом Завете благословение позволяет рассчитывать не на материальные, а на духовные милости (Еф. 1:3). Его получают лишь принимающие Самого Мессию (Мф. 21:9; 23:39; Мк. 11:9; Лк. 13:35; 19:38; Ин. 12:13), Его Матерь (Лк. 1:42) и то Царство, о котором Он возвещает (Мк. 11:10). После пришествия Христа всякое благословение совершается во имя Господа Иисуса Христа (Еф. 1:3), т.к. «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Те благословения, с которыми в Ветхом Завете обращались к Богу, в Новом Завете направляются к Христу (Рим. 9:5). Связующее звено между Ветхим и Новым Заветами – благословение, данное Аврааму: Бог обещал ему, что в семени его благословятся все народы (Быт. 26:4), а семя Авраама есть Христос, и уверовавшие в Него, вне зависимости от принадлежности к тому или иному народу, наследуют благословение Авраама (Галл. 3:13–16). Исключительное место тема благословения занимает в Евангелии от Луки: священник Захария во время служения в Иерусалимском храме оказывается неспособным преподать благословение народу (1:22), и только рождение Мессии отверзает его уста (1:64). Далее следует целый ряд благословений: Елисаветы (1:42), Захарии (1:68), Симеона (2:28, 34). Их значимость церковь засвидетельствовала включением этих благословений в состав ежедневных суточных служб. Согласно последней главе Евангелия, вся полнота ветхозаветного благословения перешла к Христу (24:30), Первосвященнику навек по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона, как ветхозаветные священники (Евр. 7:11). Противопоставление благословения и проклятия в Новом Завете снимается заповедью любви к врагам и благословения проклинающих (Мф. 5:44; Лк. 6:28; Рим. 12:14; 1 Кор. 4:12; 1 Петр. 3:9), поскольку Господь «сделался за нас клятвой» (Гал. 3:13). Апостол Иаков в своём послании прямо указывает на несовместимость благословения и проклятия (3:10). В Новом Завете встречаются также традиционные еврейские формулы благословения – благодарения Бога (Лк. 1:68; 2:28; 1:6), благословение трапезы (Мк. 6:41 и сл.; 14:22 и сл.; Лк. 24:30; 1 Кор. 11:24; 2:2) и взаимные благословения-приветствия (Лк. 1:40–42; Ин. 20:19, 21, 26; 2 Фес 3:16). Для посланий апостола Павла характерно упоминание благодати в связи с благословением (например, 2 Тим. 4:22).

 



 
PR-CY.ru