БЛАГОСЛОВЕНИЕ - Страница 2

После Исхода из Египта и в эпоху судей особую силу и значимость для израильского народа обретают благословения божьих избранников – Моисея (Исх. 39:43, Втор. 33), Иисуса Навина (Нав. 14:13; 22:6–8) и др., а с установлением монархии – царей (2 Цар. 6:18; 3 Цар. 8:14, 55). Привилегия и обязанность давать благословения были связаны со священническим положением. Согласно Второзаконию (10:8; 21:5) их давали левиты; книга Чисел (6:22–27; Лев 9:22–23) связывает особое благословение со священниками из колена Ааронова. Древнейший текст священнического благословения сохранился на двух серебряных амулетах, найденных в гробнице в р-не Кетеф-Хинном в Иерусалиме и датируемых VII в. до н.э., что свидетельствует как о его древности, так и о его социальной значимости (Г. Баркай, А. Ярдени). Священническое благословение из книги Чисел было важным элементом храмового богослужения в междузаветный период (Сир. 50:16–24, где приводится подробное описание ритуала благословения в Иерусалимском храме); первосвященник благословлял народ только по праздникам, священники же – дважды в день. Кроме того, общественное богослужение в этот период начиналось с возгласа: «Благословите Господа» (Неем. 9:5), на что следовал ответ «Аминь» (Неем. 8:6) или длинное славословие «Благословен Господь» (Пс. 17:47; 27:6; 30:22; 40:14; 65:20; 67:20; 67:36; 71:18; 88:53; 105:48; 123:6; 134:21; 143:1). Благословения произносились также при чтении книг Закона (Неем. 8:5–6; Пс. 67:12), в торжественных случаях: при рождении ребёнка (Руфь. 4:14), при свадьбе (Быт. 24:60; здесь оно имело смысл согласия родителей на брак детей, а также выражало изменение прав на наследство и переход женщины из-под власти отца под власть мужа), при вступлении в должность (3 Цар. 1:47). Нередко употреблялись соответствующие формы благословения при произнесении приветствия или прощания (Быт. 47:7; Суд. 6:12; Руфь. 2:4; 1 Цар. 15:13; 25:5–6; 2 Цар. 19:40; ср.: Тов. 5:17; 7:7; 10:12). В междузаветный период благословение составляло также неотъемлемую часть посланий (2 Макк. 1:2–5; 1:17). По языческим представлениям, благословение (букв. «воздействие добрым словом») и проклятие – два варианта словесной формулы-заклинания, обладающей магической силой (И. Кауфман). У древних народов традиционным началом войны служили взаимные проклятия (1 Цар. 17:43; Втор. 28:7, 25), а благословение являлось основой для примирения (Быт. 33:11; 1 Цар. 25:14–27; 30:26–31; 4 Цар. 5:15). В отличие от языческого магизма библейским авторам чуждо представление об автономности благословения и проклятия (противопоставляемых друг другу); и то и другое получает силу только от Бога. Всегда подчёркивается, что проклятие, произнесённое вопреки Божьей воле, лишено силы (Чис. 23:8; Притч. 26:2). Бог способен отменить проклятие и превратить его в благословение (Пс. 108:28). Благословение или проклятие, которое навлекает на себя народ Божий, после Исхода из Египта неразрывно связано с заключением и соблюдением Завета (Втор. 28). Каждое последующее поколение должно, подобно Аврааму, являть свою веру и стремиться к исполнению Божьих заповедей (Втор. 11:26–28), их неисполнение влечёт за собой проклятие (Втор. 28; 30:19). Благословение, обращённое к Богу, выражает преклонение, часто связанное с выражением благодарности за оказанные милости (Исх. 18:10; Суд. 5:2, 9; Пс. 26:12; 34:2–5), и приобретает характер славословия или же признания абсолютной власти Бога над человеком. Это – древнейшая форма молитвы-хваления/благодарения (Пс. 33; 34:2; 103; 115:17–18; 145:1–2), которая отличается от молитвы-прошения. Песнь Деворы (Суд. 5) – это самый ранний пример такого благословения-благодарения, а молитва 1 Пар. 29 – прошения, предваряемого благословением. С течением времени возникли стереотипные формулы благословения, ставшие структурной основой молитв как в христианской литургической традиции, так и в синагогальном богослужении, где слово «бераха» (евр. – «благословение») стало употребляться в значении зафиксированной традицией молитвы на определённый случай. Когда после разрушения Иерусалимского храма ежедневные жертвоприношения прекратились, основной формой богослужения стали молитвы-берахот. После II в. молитвенные формулы-берахот приобрели жёстко закреплённую форму, которую было запрещено изменять (по словам раввина Меира, еврей должен произносить 100 берахот в день).

 



 
PR-CY.ru