Словарь по христианству Б БЛАГОСЛОВЕНИЕ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ (лат. benediction) – ритуальное благопожелание, обычное в ситуации религиозной коммуникации, выражающееся в устойчивой словесной формуле и нередко сопровождаемое особыми жестами (возложением рук, вручением материального дара и пр.); пожелание либо получение особой благосклонности Божьей для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов. Цель благословения препоручить благословляемого покровительству свыше, передать божественную помощь, благодать другому лицу, обрести благорасположение высших сил. По отношению к Богу – это одна из составляющих религиозного почитания. Принимая во внимание сущностную зависимость твари от Творца, благословение представляет собой основную сакральную категорию религии. Благословение может быть обращено как к божеству, так и к человеку, и даже к неодушевлённому предмету. В данном случае оно сходно со значением, близком к слову «освящение», с приданием вещи сакрального статуса. В христианстве благословение, обращённое к Богу, – лаудационный (хвалебный) знак преклонения перед Ним и благодарности за оказанные верующим милости. Представление о творческой силе, заключённой в словах, произнесённых вслух, присуще многим народам древности. Некоторые исследователи (Дж. Фрейзер, Й. Педерсен, Я. Хемпель и др.) считали, что в Ветхом Завете благословение является реликтом язычества, и рассматривали его в связи с дискуссией о магизме и религии как двух этапах духовной эволюции Древнего Израиля. Современные исследователи (И. Кауфман, К. Вестерманн, Й. Шарберт и др.) отрицают наличие мифологического восприятия магии у библейских авторов. Благословение в Ветхом Завете полностью зависит от всемогущей воли Божьей. В Священном Писании субъект благословения, а подчас также и объект – Сам Бог; человек дарует благословение от Его имени (Пс. 129. 8). Божьим благословением отмечены основные моменты ранней ветхозаветной истории, изложенной в книге Бытие: сотворение человека (1:28), примирение Бога с человеком после потопа (9:1), наконец, история патриархов, которая является реализацией благословения, данного Аврааму (12:3) для всего человечества. В каждом поколении потомков Авраама тот или иной сын лишается наследства, пока при патриархе Иакове все сыновья не оказываются достойными благословения (49:1–28). Исходящее от Бога благословение является свидетельством Его Промысла о мире (Быт. 1:22; 2:3) и человеке (Быт. 1:28), даром Его любви (Втор. 7:13–16). Древнейшие благословения были связаны с реалиями кочевой жизни и относились к урожаю, продолжительности жизни, передаче потомству имени или права владения землей. В благословениях, содержащихся в более поздних книгах Ветхого Завета, также преобладает пожелание земных благ, благоденствия, мира и полноты жизни (Лев. 25:21; Втор. 28:2–6; 1 Цар. 2:20). Их содержанием может быть также помощь Бога и спасение из трудной ситуации; для народа Божия – это милость и попечение Бога (Пс. 29:11), для рода Давида – его долголетие и продолжение (2 Цар. 7:29; Пс. 21:7, 72:17). В междузаветный период содержанием благословения становятся эсхатологические ценности (эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества), а традиционные блага приобретают больше духовных черт. Например, в богослужебном благословении, содержащемся в кумранских текстах (древние тексты, найденные в пещерах близ Мёртвого моря), речь идёт не только о благах и спасении от всякого зла, но и о вечном знании и вечном мире, обещающих лучшее место среди святых. Бог может даровать Своё благословение человеку и через других людей, действующих в согласии с Его волей, поскольку только Он – источник всякого благословения (Быт. 12:3; 49:25; ср.: Иак. 1:17). Сила и действенность любого благословения неразрывно связаны с верой в Единого Бога и всегда произносятся во имя Его (Быт. 12:1–3; Числ. 6:22–27; Пс. 5:13). В Ветхом Завете благословение мог давать каждый, но древнейшие благословения, как правило, отражают семейно-родовые отношения: глава рода благословляет жену, детей и других подвластных ему людей (Быт. 9:26–27; 27:27–29; 49:25–26; 1 Цар. 2:20); наиболее значимым считалось благословение наследника (Быт. 27:1 и сл.; 48:14; 49:28).

 



 
PR-CY.ru