БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ - Страница 4

В воспоминаниях паломников упоминаются случаи знамений и при раздельном праздновании Пасхи армянским патриархатом Иерусалима. За прошедшее тысячелетие несколько раз армяне праздновали Пасху отдельно от греков. Такое происходило, когда по причине крайне редко случающегося несовпадения исходной точки отсчёта армянской и греческой пасхалий, армянская Пасха выпадала на неделю позже греческой. Это несовпадение даты Пасхи, по одному и тому же юлианскому календарю, именуемое армянами «цразатик», происходило один раз в несколько столетий, и каждый раз армяне проводили пасхальные празднества отдельно от греков, посылая своего представителя на их церемонию и принимая их представителя у себя. По свидетельству одного из виднейших богословов и историков Армянской церкви XIX в. Малакии Орманяна, во время этих раздельных празднований Пасхи ещё больше обострялись и без того сложные взаимоотношения между греками и армянами Иерусалима, особенно если оказывалось, что у армян, проводивших богослужение без греков, случались знамения. На протяжении нескольких последних столетий каждый посетитель храма Воскресения Христова может видеть мраморную колонну, рассечённую необычной трещиной. Эта колонна – средняя из трёх на левой стороне портала главного входа храма Воскресения Христова. Трещина, чуть более метра в длину, идёт вдоль колонны и расширяется книзу, достигая примерно 7–8 см в ширину и глубину. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё и оставляют в трещине записки. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины. Исследователи говорят, что древнейшее из известных преданий о Благодатном огне и обожжённых колоннах письменно зафиксировано не позже 1635 г. в «Путевых заметках» Симеона Лехаци. Описывая характер повреждений, он сообщает, что Святой Свет «сжёг верхушки мраморных колонн по обе стороны двери», но ничего не говорит о трещине у основания колонны, т.е. именно о той отметине, которую сегодня может видеть каждый посетитель храма. Однако предание не привязано к конкретной дате, но относит событие к неопределённой давности. Самый ранний из известных исследователям документов, где изложена греческая версия предания, – это сообщение русского старообрядца Иоанна Лукьянова, который в 1710–1711 гг. совершил паломничество в Святую землю. Он сообщает, что знамение расколовшейся колонны случилось за «24 рока (года)» до его поездки, т.е. около 1686 г. (1710-24=1686), что отличается от даты, обычно указываемой в современном греческом предании (1579 г.). Однако за исключением даты вариант Иоанна Лукьянова и современный греческий вариант очень близки, в том числе оба описывают трещину в колонне и мученичество турецкого офицера. Католическая церковь не признаёт чудесную природу Благодатного огня и официально в церемонии не участвует, т.к. предпочтение в ней отдаётся именно православному патриарху, но свечи в храме Гроба Господня вместе со всеми католики зажигают. Однако до изгнания в 1187 г. крестоносцев из Иерусалима они принимали участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. В 1238 г. папа Римский Григорий IX (1227–1241 гг.) в одном из официальных писем выступил против попыток видеть чудо в обряде схождения Благодатного огня. Информация о том, как возносится молитва на Гробе Господнем, и каким образом сходит Благодатный огонь, в греческих и русских источниках близка друг к другу и утверждает, что огонь имеет чудесную природу. О Благодатном огне как о чуде с приведением рассказов паломников говорится также в известном учебнике протоиерея Русской православной церкви заграницей Серафима Алексеевича Слободского (1912–1971 гг.) «Закон Божий». Тем не менее, бытуют и типичные обвинения в фальсификации церемонии получения Благодатного огня: вспышки делаются с помощью светового оборудования и зеркал самими священниками; патриарх проносит в Кувуклию что-то, с помощью чего можно получить огонь, и там его зажигает; не обжигающий огонь получается с помощью эфира, поэтому он не жжёт; верующие просто быстро проводят руками и поэтому не обжигаются; используется какой-то специальный химический состав горящего материала; верующие смазывают части тела специальным составом так, что он не горит; Благодатный огонь – природное явление: день Пасхи был специально рассчитан знавшими астрономию, было выбрано специальное место и т.д.



 
PR-CY.ru