Словарь по христианству Б БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ, Святой Свет – огонь, выносимый из Гроба Господня (Иерусалим) на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова. Православная церковь утверждает, что только по молитве православного Иерусалимского патриарха в храме Гроба Господня в Страстную субботу перед православной Пасхой совершается чудо схождения небесного Благодатного огня, который не обжигает в первые минуты, и верующие «умываются» им. Многие православные верующие считают, что Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом. Церковь указывает на первое схождение «небесного огня» сразу после Воскресения Христа, когда апостол Пётр увидел в Гробе Господнем свет, о чём свидетельствуют византийский богослов Иоанн Дамаскин (около 675 – до 753 гг.) и один из трёх великих «каппадокийцев» Григорий Нисский (около 335 – после 394 гг.). Поэтому Благодатный огонь считается знамением Воскресения. У историка церкви Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) есть рассказ о том, как при Иерусалимском патриархе Наркиссе (185/197 – около 212 гг.) в лампаде храма закончилось масло, и туда налили воды из источника; во время пасхальной литургии лампада зажглась сама собой, «от небесного огня», и горела всю ночь. Существует поверье, согласно которому в год, когда Благодатный огонь не сойдёт, будет Конец света. Первые письменные свидетельства очевидцев о появлении Святого Света чудесным образом в Гробе Господнем относятся к IX в. В V–VII вв. в Иерусалимской церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальное бдение (т.е. вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Однако, начиная с IX в., источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о схождении Благодатного Огня как о чуде. Самое раннее из дошедших до нас описаний оставил Бернард Монах (867 г.), по-видимому, латинский паломник. Оставили свои описания этого чуда митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (начало X в.), клирик Никита (947 г.), арабский историк Аль-Масуди (X в.), игумен Даниил Паломник (начало XII в.), Радульф (1048 г.) в «Истории», Фульхерий Шартрский (1101 г.) в «Иерусалимской истории: Деяния франков» и др. Средневековые описания свидетельствуют, что зажигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но в самом Гробе Господнем в этот момент никого нет: патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма. Более позднее сообщение, принадлежащее иеродиакону Сергиевской лавры Зосиме (1420 г.), говорит о том, что «зажигаются паникадила над гробом Божиим невидимо». Ипполит (Вишенский) во время путешествия по Востоку (1707–1709 гг.) посетил Иерусалим и оставил своё свидетельство: «А в церкви стали урмене, по своему еретицкому научению спевают, кричат и с процесиею ходят, просят от Бога Огня. Пришла тая година, в кий час огонь от Гроба Господня исходит». Среди свидетельств XIX–XX вв. исследователям представляются важными слова бывшего министра Народного просвещения Авраама Сергеевича Норова (1835 г.) и архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила (Стеблюченко; 1968 г.), потому что они говорят о том, что происходило непосредственно внутри Гроба Господня. Служба в Великую субботу, как и другие службы в храме Воскресения Христова, совершается в соответствии со «Статус-кво на Святых местах», установленным в 1852 г. бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Строгая регламентация была введена из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между различными христианскими церквами, которые издавна участвуют в этой службе. Сегодня каждая иерусалимская патриархия имеет свои права и обязанности, и каждое действие священнослужителей чётко привязано к указанному в регламенте времени. Кроме того, ежегодно выпускается специальный календарь пасхальных служб в храме Воскресения, который попеременно печатают армянская и греческая патриархии. По словам историка церкви Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856–1929 гг.), описывавшего службу в начале XX в., современная служба значительного отошла от таковой в древности – как по времени начала, так и по составу службы, и получение благодати Святого Огня уже не связано с вечерним богослужением Великой субботы (за минувший век служба мало изменилась, что можно объяснить действием «Статус-кво»).

 



 
PR-CY.ru