БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР города Сольвычегодска - Страница 2

К сожалению, позднее многое было изменено (фресковые росписи замазаны ремесленной масляной живописью). Иконостас тоже был переделан, хотя многие иконы и сохранены. О великолепии и изысканном вкусе внутреннего убранства храма в XVI в. дают представление царские врата, украшенные прорезным рисунком из олова, под который подложена слюда по цветному фону. Впечатление, прежде производимое собором, было, конечно, ослаблено поздними переделками. Так, после пожара, случившегося в 1818 г., когда собор частично пострадал, к нему были пристроены на южной стороне тёплая церковь, а на северной – ризница. В 1826 г. возвели новую колокольню, внутри которой расположился вход в собор. Центральную часть храма отвели под холодную церковь, в приделах разместили тёплые церкви. Пол в главной церкви сделали чугунный, в приделах – частично чугунный, частично выложили из плит. Не вяжутся с монументальным объемом и главки XVIII в., перестроена вся южная галерея. Рисунок 1793 г. показывает, что у юго-западного угла был пятишатровый придел, относящийся, видимо, к XVII в. Сейчас на его месте – унылая постройка XIX в. Специалисты считают, что очень повредила собору и новая, непропорционально большая колокольня. В 1918 г. собор был закрыт для проведения богослужений и передан Сольвычегодскому подотделу охраны памятников искусства и старины для организации краеведческого музея. Сольвычегодский музей хранит и многие другие сокровища прикладного искусства XVI–XVII вв., связанные с Благовещенским собором, поскольку в его украшении в XVI в., а позднее и в XVII в. приняли участие и многочисленные местные мастера самых разных специальностей. Были среди них и иконописцы, изготовлявшие иконы более или менее среднего уровня. Но наибольшую известность получили строгановские золотошвейные мастера, изготавливающие покровы, плащаницы, пелены – своего рода иконы, выполненные из цветного шёлка, золотых и серебряных нитей. Среди произведений «лицевого» шитья XVII в. изделия строгановских мастеров отличаются исключительно высоким художественным и техническим уровнем, редким богатством отделки. Особенно выделяется покров с изображением Сергия Радонежского, вложенный в Троице-Сергиев монастырь в 1671 г. Анной Ивановной Строгановой, которая сама была искусной мастерицей и стояла во главе мастерских в период их наивысшего расцвета. Весь шитый золотными нитями, с контурным рисунком, нанизанным жемчугом с драгоценными самоцветами в нимбе, он напоминает икону, убранную дорогой ризой. Стройная, удлинённая фигура святого выдержана в лучших традициях древнерусской иконописи. Замечателен строгий, одухотворённый лик Сергия. Тёмный контур вокруг лица, обычный для шитья XVII в., выполнен с большим тактом. Вопреки установившейся традиции по краю покрова вместо обычной надписи даны клейма с изображением сцен жития, что усиливает его сходство с иконой. Сольвычегодск был одним из крупных центров и ювелирного дела. В самом соборе и ризнице сохранились серебряные, украшенные чеканкой и позолотой, убранные камнями и жемчугом оклады икон, драгоценные церковные сосуды, кресты, маленькие резные иконки, по рамкам которых наложен тонкий узор из крученой серебряной проволоки – скани. Сольвычегодские мастера освоили и сложное искусство наведения эмали. Очевидно, учителями их были устюжане, т.к. долгое время сольвычегодская финифть по технике и манере исполнения мало чем отличалась от устюжской: в скани выполнялся контурный рисунок – стилизованный растительный орнамент, а промежутки заполнялись цветной эмалевой массой. Только в последней четверти XVII в. появляется в Сольвычегодске живописная эмаль, сразу выдвинувшая строгановские мастерские на первое место в русском финифтяном деле. Произведения сольвычегодских эмальеров конца XVII в. имеют свой, чётко выраженный художественный почерк. На снежно-белом фоне размещаются крупные изображения цветов – мака, подсолнуха, тюльпанов, выполненные в реалистической манере яркими жёлтыми, сине-голубыми и зелёными красками. В середине часто помещаются клейма с сюжетными изображениями – зверями, птицами, юношами и девушками, библейскими сценами, аллегориями. Сюжеты заимствованы из привозных западноевропейских гравюр – «фряжских листов» и украинских лубочных картинок. Подражание деревянной гравюре заметно и в способе наложения теней крупной перекрестной штриховкой. Сольвычегодские живописные эмали (или усольские эмали, как их обычно называют) показывают рост светских и реалистических начал в художественной культуре России конца XVII в. Они оказали сильное влияние на всё русское, в частности, московское, эмалевое производство.



 
PR-CY.ru