Словарь по христианству Б БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР города Сольвычегодска

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР города Сольвычегодска

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР города Сольвычегодска – один из древнейших памятников каменной архитектуры Русского Севера, выдающийся памятник северного зодчества. Это – яркий образец нового типа русской каменной архитектуры, характерный для XVI в. городской храм крупных размеров, трёхапсидный и пятиглавый, поставленный на высокий подклет и окружённый галереей с приделами, который пришёл на смену широко распространённой четырёхстолпной системе. Собор считался домовой церковью купцов Строгановых. Клир состоял из одного протоиерея, двух священников, дьякона, дьячка и пономаря. В середине XVII в. собор владел деревнями в Окологородном и Пачеозёрском станах Вологодской волости, но с течением времени его владения стали стремительно сокращаться. Благовещенский собор был окружён деревянными постройками – дворами Аники Строганова, его детей и внуков. Рисунок 1793 г., хранящийся в Сольвычегодском музее, сохранил изображение деревянных хором, поставленных Аникой Фёдоровичем в 1565 г. Состоящие из нескольких соединённых вместе двухэтажных срубов, поставленных на высоком подклете, они имеют сложный силуэт. Один из срубов завершается высокой башней-повалушей с кровлей в форме бочки, рядом – крытая шатром небольшая площадка-смотрильня. К верхним этажам ведёт парадное наружное крыльцо. При видимой сдержанности внешнего декора архитектура строгановских хором уже заключает в себе те черты живописности и композиционной свободы, которые столетием позже получат блестящее воплощение в сказочном великолепии знаменитого дворца Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Строительство собора началось в 1560 г. и продолжалось 24 года. В длину здание было 36 м, в ширину – 32 м, в высоту – 30 м. Собор освятили в 1584 г. во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Кроме основного придела в соборе находилось еще девять приделов. Внутрь собора вели три крыльца – северное, южное и западное. Вверху собор оканчивался пятью барабанами с главами. Фасады здания расчленялись пилястрами, что подчёркивало двустолпность храма. Ниже полукружий, в которых до наших дней сохранились остатки фресковой росписи, располагается узорчатая кирпичная кладка, которая придаёт всей конструкции храма ощущение воздушности. Особое старание приложили Строгановы к внутреннему украшению храма. Интерьер Летнего храма Благовещенского собора представляет собой редкий образец древнерусского интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство. С конца XVI в. сохранились царские врата – замечательное произведение древнерусского искусства, пример тонкой, сложной, мастерски выполненной работы. По подцвеченному фону из простой слюды проложены прорезные накладки из золочёного олова. Орнаментальные накладки, словно ажурное кружево, покрывают поверхность створок и сени. Их мелкий рисунок образует сверкающее узорочье, особенно ярко заметное в контрасте с более крупными формами деревянной резьбы самого иконостаса. Орнамент выполнен в технике «припорашивания» – насыпки какого-либо вещества (песок, толчёная слюда, мелкие обрезки шерсти) на клейкую поверхность. Главной достопримечательностью интерьера Летнего храма являются фресковые росписи, выполненные в 1601 г. «строением и повелением» Никиты Григорьевича Строганова артелью московских иконописцев: Фёдором Савиным и Стефаном Арефьевым «со товарищи». Живопись полностью покрывает столбы, стены, своды и арки собора. Главное место в ансамбле занимают многочисленные композиции богородичных циклов – сцены из жития Богоматери, акафист Пресвятой Богородице, события, связанные с иконой Богоматери Лиддской. Огромная композиция «Страшный суд» изображена на западной стене собора. На откосах окон северной и южной стен и на столбах написаны святые, тезоименитые членам семьи Строгановых, местночтимые и русские святые. Орнаментальной полосой по стенам храма проходит летопись, повествующая о времени основания, освящения, росписи храма и его создателях. Внутреннее украшение состояло не только из фресок, но и богатого четырёхъярусного иконостаса, выполненного в 1690 гг. московским резчиком Григорием Устиновым, а его главные иконы были заказаны лучшим мастерам царской Оружейной палаты – Прокопию Чирину, Истоме Савину, Назарию Истомину. Работа царских мастеров по заказу Строгановых в своё время послужила даже поводом для их зачисления (а с ними и всей московской иконописи конца XVI в.) в так называемую «Строгановскую школу». И хотя это недоразумение давно разрешено, условный термин до сих пор применяется для обозначения целого направления в русской иконописи. Работы Прокопия Чирина и его товарищей отличают тщательная, миниатюрная манера письма, сочная гамма красок, особая любовь к узору, орнаменту, когда вся икона воспринимается как сложный драгоценный узор. Красочные иконы Благовещенского собора были убраны басмой и дорогими камнями.

 



 
PR-CY.ru