БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля - Страница 10

В состав ряда, по описям XVII–XVIII вв., входили иконы, вероятно XVI в., «Уверение Фомы», «Преполовение» и «Снятие с креста» (не сохранилась; заменена в XVIII в. иконой «Омовение ног», которая также не сохранилась). Из 17 икон пророческого ряда сохранились «Богоматерь с Младенцем на престоле» (123х106 см) и 14 образов пророков (каждая икона 123х55–58 см). Согласно описи 1771–1773 гг., в ряду находились пророки Давид, Соломон, Аарон, Захария, Михей, Даниил, Моисей, Иезекииль, Гедеон, Иоиль, Исаия, Иона, Иаков, патриарх Иуда, Аввакум и Захария Серповидец (последние две иконы не сохранились). По своему составу ряд ближе к пророкам в стенописи, чем к чинам иконостасов того времени. Необычно по сравнению с предшествующими чинами появление образа патриарха Иуды. Иконы написаны, вероятно, московскими иконописцами, которые вместе с новгородцами и псковичами принимали участие в росписи галерей собора в середине XVI в. О столичном происхождении икон свидетельствуют колорит, характер построения фигур, их позы и одеяния: пророки представлены с развернутыми свитками в руках, то в сильном движении, то в состоянии созерцательного покоя. Вероятно, именно в иконостасе Благовещенского собора пророки были впервые изображены в рост. Праотеческий ряд, по описи 1680–1681 гг., был представлен 16 иконами праотцев и образом «Спас Нерукотворный» в центре. К 1721 г. «Спас Нерукотворный» и иконы двух праотцёв были сняты и поставлены в алтаре собора. В современном виде праотеческий ряд сложился к 1771 г. В настоящее время чин состоит из 15 икон в форме кокошников (29–34х55–56,6 см), в 12 из которых врезаны дощечки четырёх- и пятиугольной формы с живописью середины XVI в. Происхождение икон-врезок исследователям достоверно не известно. В центре современного ряда находится икона второй половины XIX в. с поясным изображением Господа Саваофа (91х119 см). Ещё две иконы праотцев, Авраама и Исаака, были написаны в то же время, вероятно, в связи с переустройством иконостаса. Полуфигуры праотцёв написаны в архитектурном обрамлении: двусветный храм с арочным завершением наподобие скинии или шатровой церкви. На иконах представлены (от северной стены к южной) Илия, Иисус Навин, Иов Многострадальный (после раскрытия – праотец Исаак), Симеон, Мелхиседек, Исаак, Авраам, Ева (по надписи иконы – «прабаба», утрачена в XIX в.), Адам (икона утрачена в XIX в.), Сарра (по надписи – «прабаба»), Ной, Филарет Милостивый (после раскрытия – праотец Авраам), Вениамин, Иосиф Прекрасный, Енох, Авель. Особенностью ряда является включение изображения Иисуса Навина. Состав местного ряда иконостаса мог достаточно сильно изменяться в разное время. В центре, по описи 1680–1681 гг., находились царские врата с образами евангелистов в серебряном басменном окладе. Дверь в дьяконник была обтянута красным сукном, дверь в жертвенник украшал образ Благоразумного разбойника. О некоторых иконах местного чина Благовещенского собора сохранились упоминания в различных памятниках письменности, самое раннее из которых – свидетельство Троицкой летописи (начало XV в.) о привозе московскому великому князю в 1397 г. из Константинополя иконы «Страшный Суд». Этот образ был послан московскому великому князю Василию Дмитриевичу византийским императором и патриархом «в поминок» за помощь. Икона известна как «Спас в белорисцех» (или «Спас в ризице белой»), т.к. на ней Христос, а также «ангели, апостоли и праведницы» были написаны «вси в белых ризах» (Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950). К концу XV в. икона стояла на «левои стране на поклоне». В середине XV в. в местном ряду на самом почётном месте (с правой стороны от царских врат) находилась древняя икона из Смоленска «Богоматерь Одигитрия», в 1456 г. торжественно возвращённая жителям Смоленска. На её месте недолго находилась другая смоленская икона Богородицы («Владычица с Младенцем»), которую заменил список «в меру и подобие» смоленской иконы Одигитрии (в 1524 г. перенесена в собор московского Новодевичьего монастыря). После 1547 г. в чине местного ряда Благовещенского собора появились иконы, оказавшие большое влияние на современников, в том числе икона «Четырёхчастная». Она была написана псковскими мастерами по заказу священника Сильвестра, который руководил восстановлением царского домового храма. Икона включала изображения нескольких сюжетов, которые, судя по надписям, представляли иллюстрации к церковным песнопениям (от верхнего левого угла): «И почи Бог в день седьмый», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Приидите трисоставному Божеству поклонимся», «Во гробе плотски, во аде же с душею…».

 



 
PR-CY.ru