БЛАГОВЕЩЕНИЕ - Страница 6

В западноевропейской живописи проторенессанса исследователи особенно отмечают произведения фра Беато Анжелико, Симоне Мартини. Из работ эпохи Ренессанса – картины Леонардо да Винчи и Боттичелли, а из северных работы – Яна ван Эйка, Роббера Кампена и Рогира ван дер Вейдена. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен на данный сюжет написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко (как это произошло и с другими сюжетами) в трактовку этого сюжета проникают многие вольности и отступления. Утвердились и определённые символы. Так, лилия – символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. Семь цветов лилии – семь радостей Марии. Символом того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, служит прялка, веретено (с красной пряжей), которая со временем уступает свою популярность изображению книги. Книга, которую читает Мария, – это Книга пророка Исаии; она лежит на аналое. Иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис. 7:14). Как символ примирения Бога и творения – райская оливковая ветвь в руке архангела Гавриила. Иногда вместо неё – трезубец, посох или жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия. Символом является и луч света, в котором спускается Святой Дух. Символ чистоты Марии – колодец – fons hortorum (садовый источник) – изображается редко; он эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия. Редко изображается кувшин, с которым Мария вернулась от колодца. Также редко изображается ласточка – символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения. Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой (вариант – архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой). Как правило, одна его рука поднята в приветствии, а другая – в благословляющем жесте. Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве. На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах, архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора. Крылья у ангела появляются лишь с V–VI вв. В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй, и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь – образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела – скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике (Андрея Критского, Иакова Коккиновафского). Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение (кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила). Обычно Мария написана в правой части картины – это становится стандартом с VI–VII вв. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия (Ecce ancilla Domini). Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии (в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности). Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха (например, работа Боттичелли в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом (например, фрески Джотто в капелле Скровеньи), столбах храма (Киевская София).

 



 
PR-CY.ru