БЛАГОВЕЩЕНИЕ - Страница 5

По древнему обычаю Русской церкви в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе после молитвы «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании. Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву – Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в жёнах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарём воскресной вечерни. В Римской церкви Благовещение имело статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством». Только в 1895 г. оно было официально включёно в число «торжеств». На Западе исторически Благовещение считалось праздником Богоматери и в меньшей степени – праздником Воплощения Христа. После литургической реформы XX в. праздник был включён также и в число праздников, посвящённых Спасителю, а название «Благовещение блаженной Девы Марии» изменено на «Благовещение Господа Иисуса Христа», хотя во многих литургических календарях употребляются оба названия. В латинском обряде празднование Благовещения, приходящегося на одно из воскресений Великого поста, переносится на ближайший понедельник. Если праздник выпадает на Страстную неделю или Пасхальную неделю (Октаву Пасхи), то на понедельник второй недели Пасхи. В календаре византийского обряда праздник может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. Литургические облачения священников в праздник Благовещения – белые, как в дни праздников, посвящённых Спасителю и Богородице, а не фиолетовые, как в обычные дни Великого поста. Существует католическая женская монашеская конгрегация Доминиканки Благовещения или Доминиканки-аннунциатки (Dominicas de la Anunciata), близкая по духовности к ордену доминиканцев. Конгрегация основана в 1856 г. доминиканцем св. Франсиско Колем Гитартом в Испании. Позднее общины этой конгрегации появились во Франции, странах Америки и Африки. Сёстры этой конгрегации ухаживают за больными и участвуют в обучении детей и молодёжи. Со смыслом и событиями праздника Благовещения тесно связаны два католических песнопения – молитва «Аве Мария», первая часть которой представляет собой приветствие архангела, сказанное им Пресвятой Деве в момент Благовещения, и благодарственный гимн Богородицы – Магнификат (Величит душа Моя Господа), приведённый в Евангелии от Луки. Благовещенье в народных традициях и обычаях – «самый большой у Бога праздник», впитавший в себя многие языческие представления. Говорилось, что на Благовещенье весна зиму поборола, в третий и в последний раз закликается весна, но «птица гнезда не вьёт». В некоторых местах в ночь на этот день возжигали костры – «палили зиму» и «грели весну». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь. Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая «благоволить Мать Божью и Гаврила-Архангела урожаем». Крестьяне верили, что на Благовещенье открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу; а как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым». Поэтому в вечер на Благовещенье люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой. В ту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!» При начале весны, особенно 25 марта (в день благой вести о воплощении «праведного солнца» Христа) и на праздник его Светлого Воскресения, существовал обычай выпускать птиц на волю из клеток. Этот лиричный и праздничный сюжет был издавна популярен в религиозной живописи (он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам). Иконографические схемы праздника начали складываться очень рано. Первые изображения появились уже во II в. в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы св. Прискиллы. Они окончательно сформировались в эпоху Средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV в. Иконописные каноны развились из раннехристианских и остаются в византийской и русской иконописи в принципе неизменными (за исключением некоторого влияния в XVII–XVIII вв. западноевропейской иконографии, которое к нашему времени сошло на нет).

 



 
PR-CY.ru