БЛАГОВЕЩЕНИЕ - Страница 4

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, из-за чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета. В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднества, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство откладываются, если Благовещение попадает на Страстную или Светлую седмицы. Дата праздника выпадает в период между четвергом третьей седмицы Великого поста и средой Светлой седмицы включительно, т.е. во время периода пения Триоди постной или цветной. Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздниками Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения попадает на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также на вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно. Если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, т.е. начинается великой вечерней. Всенощная начинается утреней, если Благовещение – в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста. В прочие же дни оно читается. На Светлой седмице не полагается вовсе. Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени – Лк. 1:39–49, на литургии – Лк. 1:24–38). Особое значение праздника Благовещения подчёркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского собора (680 г.) установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то служат литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то (как единственное исключение для данного дня) литургия должна совершаться (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста). В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому Типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи. Богослужебные тексты (кроме описания самого события Благовещения Девы Марии) говорят о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения библейского Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землёй, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия. Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийному уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота пятой седмицы Великого поста). Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу, но в реальности современный текст – более поздний, хотя и сохраняет первоначальную концовку и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице.

 



 
PR-CY.ru