БЛАГОВЕЩЕНИЕ - Страница 3

Существует два подхода к определению даты Благовещения. Связь с датой Рождества Христова – 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV в. повсеместно было принято за дату Рождества Христова. Связь с датой сотворения человека – ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, т.к. в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (т.е. началось искупление). Установление данного праздника в Константинополе исследователи относят приблизительно к середине VI в. как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе у Отцов церкви нет. Так, у Григория Неокесарийского (III в.) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы», а вселенский учитель православной церкви Иоанн Златоуст (344/354 – 407 гг.) в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников» (исследователи предполагают, что празднование Благовещения церковь уже совершала в это время). О праздновании Благовещения свидетельствует и постройка в Назарете равноапостольной императрицей Еленой, матерью Константина Великого, в начале IV в., на месте, где, как считается, случилось Благовещение. При этом в начале VIII в. армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен Иерусалимским епископом святителем Кириллом I (350–386 гг.) в середине IV в. Однако Ефесский епископ Авраам (между 530 и 533 гг.) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. В VII в. Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в. В VI в. Создатель богослужебного жанра «кондаков» Роман Сладкопевец (конец V в. – 555 г.) написал кондак Благовещения (в раннем понимании термина). Гимнография праздника была дополнена в VIII в. творениями византийского богослова Иоанна Дамаскина (около 675 – около 753 гг.) и Никейского митрополита Феофана (ум. около 850 г.), составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом. Празднование Благовещения 25 марта хотя и является распространённым, но не общепринятым. Существует несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду. Так, в амвросианском обряде Благовещение Богородицы отмечается в последнее (шестое) воскресенье Адвента, т.е. в воскресенье, находящееся в интервале между 18 и 24 декабря. В испано-мосарабском обряде, согласно некоторым источникам, Благовещение предписано отмечать дважды. Кроме 25 марта праздник с таким названием (Благовещение блаженной Марии Девы) указан и для 18 декабря, т.е. ровно за неделю до Рождества Христова. Эта дата является основной, празднование в этот день было официально подтверждено в 656 г. Десятым Толедским собором, т.к. традиционная для христианского мира дата 25 марта попадала на Великий пост или пасхальный период. Празднование Благовещения 25 марта не указано ни в одном из известных исследователям рукописных мосарабских источников, однако в Liber Ordinum Episcopal de Santo Domingo de Silos (XI в.) в этот день предписано совершать память Зачатия Господня. В первом печатном миссале кардинала Хименеса (1500 г.) празднование «Благовещения блаженной Марии» указано как для 18 декабря, так и для 25 марта, что сделано, вероятно, под влиянием Римского обряда. В новом (реформированном) испанском миссале дата 25 марта не отмечена никакой памятью, а на 18 декабря назначено празднование «Святой Марии». По своему содержанию данный праздник является своеобразным предпразднеством Рождества Христова, тема благовещения ангела св. Деве не развита, а основной темой молитв и гимнов в этот день является Боговоплощение. В восточно-сирийском обряде существует целый 6-недельный период Благовещения, включающий в себя четыре воскресенья до и два после Рождества Христова. Собственно Благовещению посвящено второе из предрождественских воскресений.

 



 
PR-CY.ru