БЛАЖЕННЫЙ

БЛАЖЕННЫЙ (от греч. – счастливый, благополучный) – общее именование православных святых юродивых; евхографическое (хвалебное) прилагательное к имени неканонизированного подвижника благочестия или любого святого со значением «живший по Христовым заповедям блаженства». В Библии это слово употребляется по отношению к человеку, которого ждёт блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» есть в Ветхом Завете в выражении «блажен муж, который...» или «блажен тот, кто...» (Пс 1:1; 2:12; 31:1; Притч 3:13; Иов 5:17). В Синодальном переводе Нового Завета греческое слово «макариос» чаще всего передаётся как «блажен», но иногда переводится по-другому, например, «счастливый» (Деян 26:2). В Ветхом Завете считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29:11; Пс 126:3–5), а главное – радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признаётся в особой степени блаженным (Пс 1; 40; 118; 127). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Пс 2:12; 32:12; 39:5; 83:6,13; 111:1; Притч 16:20; Ис 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31:1; 32:12; 64:5; 143:15), то этот народ блажен (Пс 83:6; 88:16; 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5:17; Пс 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения. В Новом Завете спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божьим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк 14:15; Откр 19:9). Следовательно, блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Мф 16:17; 24:46; Лк 1:45; 11:28; Откр 1:3), кто верит в Него (Ин 20:29) и не соблазнится (т.е. не усомнится) о Нём (Мф 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5:3; Лк 6:20); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Мф 13:16; Лк 10:23). Другое значение слова «блаженный» – «спасённый». В Ветхом Завете встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего «раба Божия», Мессию и Спасителя (Ис 42:1–4; 49:6; 53:5), Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству. В Новом Завете «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч. Но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Деяниях апостолов и в посланиях, главное основание блаженства – это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и жизни (1Фес 4:17; 1Пет 1:4; Откр 21; 22). Спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (Мф 18:11; Лк 19:10; 1Кор 1:21; 2Тим 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (Рим 11:14; 1Кор 9:22; Иак 5:20; 1Кор 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Иак 1:21). В выражениях «стать блаженным», «быть спасённым», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасёнными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» – в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых (=блаженных) – сила Божия» (1Кор 1:18). В католической традиции «блаженным» называют праведника, который прошёл первую стадию канонизации – беатификацию. Его церковь признала спасённым, пребывающим в Царствии Божьем, но он пока почитается не всей церковью, а только поместно. После признания праведника блаженным следует его причисление к лику святых в процессе канонизации. Самые известные католические блаженные – Фра Анджелико, папы Пий IX и Иоанн XXIII, мать Тереза Калькуттская. В православии с XIX в. «блаженный» – это святой, чьё имя отсутствует в православных святцах, но который был прославлен ещё до разделения церквей в 1054 г. и почитается другими христианскими церквами (в основном католиками): блаженный Августин, блаженный Иероним Стридонский и др. Также на Руси «блаженными» называли юродивых  (Василий Блаженный, Ксения Блаженная и др.).

 
PR-CY.ru