БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна - Страница 3

В конце концов, все эти злобные нападки губительным образом отразились на здоровье Е.П. Блаватской. Сначала она поселяется в Вюрцбурге, в Германии, затем перебирается в Остенде, а весной 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон. Не обращая внимания на своё пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своей «Тайной доктриной», в которой расширяются и уточняются идеи, изложенные в «Разоблаченной Изиде» (труд был завершён и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г.). Блаватской Е.П. помогали Бертрам Китли и доктор Арчибалд Китли; они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. Поскольку она к тому времени фактически утратила всякий контроль над первым журналом «The Theosophist», то в 1887 г. основывает в Лондоне ежемесячный журнал «Lucifer», который был задуман, чтобы «осветить предметы, сокрытые во мраке». Всего вышло двадцать томов этого периодического издания, после чего ему на смену пришло «The Theosophical Review». В 1889 г. европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонз-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Е.П. Блаватская пишет «The Key to Theosophy» («Ключ к Теософии»), «изложение Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософическое Общество»; «The Voice of the Silence» («Голос Безмолвия»), куда вошли переводы избранных отрывков из священной восточной книги золотых правил, которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете. В 1888 г. она основывает Эзотерическую Секцию (для более глубокого изучения эзотерической философии) и пишет «Наставления» для тех, кто в ней занимался. Е.П. Блаватская скончалась во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии. Её останки были преданы сожжению в Воукингском крематории в Суррее. В целом учение Е.П. Блаватской представляло собой синтез идей гностицизма, неоплатонизма, индуизма, буддизма, «тайных наук» различного происхождения, а также «Божественной мудрости», якобы переданной ей «великими духами» Тибета. В её учении теософия получила своё завершение как синкретическая мистико-религиозная, оккультно-философская система. Литературную деятельность Е.П. Блаватской венчает «Тайная Доктрина». Обращаясь к читателю, она пишет во Введении: «Несмотря на сверхчеловеческие усилия ранних Христианских Отцов вычеркнуть Тайную Доктрину из памяти человечества, они потерпели неудачу… Пусть читатель подумает о тысячах, может быть, миллионах манускриптов, преданных сожжению, о манускриптах, с их слишком неосторожными надписями и начертанными символами, обращённых в пыль; о бандах ранних отшельников и аскетов, бродивших среди разрушенных городов Верхнего и Нижнего Египта, в пустыни и горах, долинах и нагорьях, искавших и жаждавших уничтожить каждый обелиск, колонну, свиток и папирус, на которые они могли бы наложить руки, если только они носили символ Тау или какой-либо другой знак, заимствованный и присвоенный новою религиею – и тогда он ясно увидит, почему так мало осталось от рекордов прошлого. Истинно, враждебный дух фанатизма, раннего и средневекового Христианства и Ислама, предпочитал пребывать во тьме и невежестве и обе религии… Обе религии приобрели своих приверженцев на конце меча; обе настроили свои церкви на достигающих неба гетакомбах человеческих жертв». И далее: «Дни Константина были последним поворотным пунктом в истории, периодом чрезвычайной борьбы, закончившейся в Западном Мире удушением древних религий во славу новой, созданной на их трупах. С тех пор началось насильственное и неукоснительное, всеми правыми и неправыми мерами проводимое, сокрытие от любопытства потомства перспектив в далёкое прошлое, за пределы Потопа и Сада Эдема… Период, начинающийся с Будды и Пифагора на одном конце, и оканчивающийся Нео-Платониками и Гностиками на другом, является единственным фокусом, оставленным в истории, где соединяются в последний раз яркие лучи света, льющиеся от основ прошлых времён и незамутнённые рукою ханжества и фанатизма». Воззрения Е.П. Блаватской (а также идеи теософии в целом) послужили отправной точкой для большинства эзотерических течений на рубеже XIX–XX вв.; к ним часто обращаются сторонники Нью-эйдж. Лит.: Тайная доктрина. Мадрас, 1991; Теософия и практический оккультизм. М., 1993; Разоблачённая Изида. М., 1993; Теософский словарь. М., 1994; Письма. М., 1995; Ключ к теософии. М., 1996.



 
PR-CY.ru