БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831–1891 гг.) – теософ и спиритист, писательница и путешественница, основательница теософического движения. Родилась в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Её родителями были полковник Пётр Алексеевич фон Ганн и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая, женщина в высшей степени одарённая; она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, её предки со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери. С юного возраста интересовалась оккультной литературой, спиритизмом и магией. Она рано стала ощущать, что отличается от окружающих, изумляла домашних и друзей своими незаурядными психическими способностями; у неё были отмечены случаи ясновидения. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, была отважной наездницей, тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею как-то руководят, её оберегают. Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана (этот её поступок был продиктован желанием обрести полную независимость). Но она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, а через несколько месяцев убежала из дома, путешествовала по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые присылал отец. В 1851 г. в Лондоне она встречает Учителя Морью, или М. (под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов), того, кого знала по своим детским видениям. Он поведал Елене, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству. Вскоре после этой встречи Е.П. Блаватская садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индия, а в следующем, 1852 г., уже спешит в Индию. Однако её первая попытка проникнуть в Тибет кончается провалом. В 1853 г. Е.П. Блаватская возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые Горы. В конце 1855 г. вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. Наконец, ей удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки: исследует ритуалы дервишей, тайные обряды шаманов, магию японских горных отшельников, а также изучает древние развилины городов и цивилизацию майя на п-ве Юкатан. Семь лет Е.П. Блаватская провела в Тибете среди членов общины аватаров («сверхмудрецов»). Эти «махатмы» («великие учителя Востока») сыграли, по словам Е.П. Блаватской, решающую роль в её окончательном теософском становлении: посвятили в «высшую древнюю мудрость», раскрывшую перед ней тайны Вселенной. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, с 1860 по 1863 гг. странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и в итоге обретает полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. В начале 1870 гг. Е.П. Блаватская приступает к созданию универсальной мифологии, с помощью которой, по её мнению, можно было бы сформировать системный подход к эзотерическим религиозным учениям. В Каире она основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. В 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу, весной 1873 г. по указанию Учителя едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк. На американский берег она сходит 7 июля 1873 г.; примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности.

 



 
PR-CY.ru