БЕССМЕРТИЕ - Страница 5

Идеал самодовлеющего мудреца, равного богам, бесстрастного, чуждого гнева и жалости, странным образом соединяется с чрезвычайно высокой оценкой дружбы, а кинический взгляд на союз между полами уступает место возвышенному нравственному представлению о браке. И хотя политические идеалы были чужды стоикам, они сумели впоследствии сочетать свои стремления с заветами римской республиканской доблести. Их индивидуализм сочетается с универсализмом, который впервые возвышается до идеи всеобщего братства: нет больше ни афинянина, ни коринфянина, ни эллина, ни варвара – все люди братья, как чада единого Отца. В сознании этой истины сглаживаются социальные и национальные различия: раб делается братом, иноплеменник становится ближним, космополитизм занимает место идеалов национального государства (это же самое было сформулировано и апостолом Павлом). Человек сознаёт себя гражданином «вышнего города» – государства, в котором все реальные города или государства являются лишь как бы отдельными домами. Он чувствует себя членом вселенского, божественного тела («Dei socii sumus et membra»). Таким образом, в стоицизме впервые зарождается идея «града Божия», которой суждено было получить новое развитие в учении Римской церкви (в частности, Августином Блаженным). Союз, обнимающий человечество, не ограничивается его пределами: он охватывает все разумные существа в едином всеобъемлющем целом. Вселенная определяется как «система, состоящая из богов и людей и из того, что ради них существует». В подчинении закону этого царства духов, в покорности судьбе, которую постоянно проповедуют стоики, заключается их религия. Благочестие есть «познание служения богам». Такое служение состоит в том, чтобы иметь правильные представления о богах, подражать их совершенствам, повиноваться их воле и блюсти чистоту сердца. Словом, истинное богослужение состоит в мудрости и добродетели, а истинная религия есть истинная философия. В народной религии стоики, естественно, должны были многое отвергать, но на деле они выступали её защитниками, как это видно на примере императора Марка Аврелия Антонина (161–180 гг.), допустившего жестокие гонения на христиан. Они не решались посягать на религию, как основу народной нравственности, предоставляя себе право по-своему объяснять мифологию. Признавая единое верховное божество, стоики видели в других богах лишь формы божественного – изображения божественных сил, являющихся в стихиях и светилах или в великих людях, благодетелях человечества. Они допускали аллегорическое истолкование мифов, образчиком которого служит дошедшее до нас сочинение Луция Анния Корнута (около 20–после 68 гг.) «О природе богов»: Кронос и Рея суть время и материя, Гефест – огонь, Аполлон и Артемида – солнце и луна и т.д. Боги сводятся стоиками либо к силам, проявлениям божественного, либо понимаются как разумные существа высшего порядка (демоны). Оракулы, предсказания и предзнаменования будущего они объясняли внутренней «симватической» связью всех вещей и событий, которая открывается разумной человеческой душе, просвещаемой божественным светом. Для гностиков (представителей религиозных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточными учениями, философией и мифологией) целью освобождения было возвращение души из низшего земного бытия в небесный или духовный мир. Некоторые исследователи называли гностицизм «тёмным двойником христианства», развивавшимся параллельно с ним. Специфичным для него является дуализм. При этом если для восточных религий дуализм является естественным, то для гностиков это «противоестественный разрыв идеального и материального», который требует преодоления. По их учению, существует «плерома» (полнота), во главе которой находится непознаваемое божество. Плерома состоит из сложной иерархии духовных сил (эонов), которые по мере удаления от божества приближаются к хаосу и небытию. Душа мира страдает в каждом человеке, и единственную возможность спасения для неё гностики видели в познании своего небесного происхождения и освобождении от уз материи. Для спасения Души мира на землю был послан один из высших эонов, Христос, который, соединившись с человеком Иисусом, открыл избранным тайну истинного познания.

 



 
PR-CY.ru