БЕССМЕРТИЕ - Страница 4

Эпикурейцы – последователи древнегреческого философа Эпикура (324/341–271/270 гг. до н.э.) – отрицали бессмертие души. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не ставит конечной целью нахождение теоретической истины, получение некоего чистого знания, а ищет способ избавления человека от страдания. Главный интерес для них представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощённо, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо ограничить себя лишь потребностями, неудовлетворение которых не ведёт к страданию. От остальных желаний следует отказаться, и в этом необходимы мудрость и благоразумие. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания, невозмутимость души (атараксия) и дружба. Стоики – последователи философской школы, основанной Зеноном из Китиона (334/333–262/261 гг. до н.э.) – считали всю Вселенную в целом живым существом, тело которого – материя, а душа – Бог. Бог (или мировая душа) есть блаженное, святое и совершенное Существо, человеколюбивое и благодетельное, попечитель и отец всего, наказывающий нечестивых и награждающий добрых. Из Своего собственного Существа, которое представляет собой субстанцию огня или горящего воздуха, Он создал мир, прекрасный и совершенный, как и Он сам; зло существует только для того, чтобы яснее обнаруживалось добро. Подобно тому, как мир имел начало, он также будет иметь и конец, вследствие всеобщего пожара Вселенной, во время которого всё погибнет, кроме самого Бога. После этого пожара начнётся новая эпоха, подобная предыдущей. Она опять окончится всеобщим пожаром, после которого начнётся новая эра, и т.д. без конца. Душа человека продолжает свою жизнь после смерти, но только до пожара Вселенной. После пожара она вновь входит в мировую душу или Бога. В этом мире её величайшей задачей является жизнь в согласии с природой, т.е. следование тем законам, которые даны ей и её положением во Вселенной. Она должна жить, во-первых, как часть целого, приноравливаясь к определённому порядку вещей, во-вторых, жить как член общества, состоящего из разумных существ. Такая жизнь в согласии с природой является добродетелью, а добродетель есть единственное добро. Иначе говоря, стоики признавали только ограниченную во времени самостоятельность души, после чего она принимается назад во всеобщую Мировую душу. Некоторые стоики (например, историк, географ и астроном Посидоний; 139/135–51/50 гг. до н.э.), основываясь на своей доктрине о Логосе, учили, что душа мудрого человека переживёт телесное существование и сохранится до предстоящего мирового пожара. Стоицизм пережил язычество и вошёл в христианскую литературу, оказав сильное влияние на многих апологетов и учителей христианства, например, Тертуллиана, Амвросия, Климента Александрийского. В каком-то смысле можно утверждать, что христианские представления о бессмертии души корнями уходят в учение стоиков. В их морали исследователи отмечают двойственную тенденцию. С одной стороны, это мораль киников, которая стремится освободить человека от всего внешнего и проповедует идеал отвлечённой свободы личности, её совершенного бесстрастия и равнодушия. Человек, утверждали стоики, – это разумное существо, свободно располагающее своей жизнью и смертью. Когда тело отказывается служить человеку из-за немощей и болезни, человек вправе окончить жизнь самоубийством, как это сделали в старости Зенон, Клеанф и др. Наряду с крайним индивидуализмом у стоиков есть и другая, гуманная тенденция, нравственные идеалы, возникающие из сознания солидарности, органической связи человека с человечеством и с мировым целым. Отсюда возникает обязанность жить для целого, человеколюбиво относиться к ближнему. Киническая проповедь, направленная против условных нравов и установлений человеческого общества, против обычаев и моды, требовавшая упрощения жизни, с течением времени постепенно смягчалась.

 



 
PR-CY.ru