БЕССМЕРТИЕ - Страница 3

В своём диалоге Платон воспроизводит и ряд контраргументов противников учения о бессмертии души: если душа такова, какой её рисует Сократ в диалоге, то она подобна форме кувшина или налаженности струн лиры; если разбить кувшин или разломать лиру, то и форма кувшина погибнет, и гармония звуков лиры исчезнет. С другой стороны, если душа и более прочна, чем тело, и способна жить вовсе без него или перевоплощаться в разные тела, то почему не предположить, что настанет момент, когда душа износится и, наконец, погибнет. Против первого контраргумента находятся следующие возражения: душа не просто «настроенность» тела, не его внутренняя гармония, но нечто существующее до самого тела. Русский филолог и философ Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988 гг.) резюмирует по этому поводу («Комментарии к диалогу Платона»): «Душа не есть гармония, строй, подобный тому, который создаётся лирой, но существует, как сказано выше, до тела в виде сущности, именуемой бытием; поэтому, прежде чем быть строем или настроением тела, душа есть сама же она, и быть душой свойственно всем душам совершенно одинаково; а так как для того, чтобы настроить лиру, уже надо иметь представление о желательном строе, то и душа, прежде чем быть гармонией тела, должна не зависеть от этой телесной гармонии и отдельных её моментов, а, наоборот, сама настраивать или расстраивать лиру». Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях, которые исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым. Философы подчёркивают: если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом (или идеей). Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека. Поэтому душа как «идея жизни» не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, т.е. смерти. И этим доказывается бессмертие души. Таким образом, как полагал Платон, вечные идеи истины, блага, красоты, невозможно вывести из чувственных восприятий, поскольку они являются воспоминаниями о созерцавшемся предсуществующей душой. Античными философами душа мыслилась как нематериальная субстанция, по сущности своей родственная идеям, которые она постигает, вечная и бессмертная, как и они. Освобождение души из темницы телесности ведёт к воссоединению с Божественным началом, сохраняя при этом её индивидуальность. Один из величайших философов античной Греции Аристотель Стагирский (384–322 гг. до н.э.) не принимал учения об индивидуальном бессмертии. Согласно его учению, бессмертным является только Нус (мировой разум), но не душа. Он обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса, писал, что божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, т.к. всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность. Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа – это энтелехия тела, неотделима от него, но сама имматериальна, нетелесна. Душа – это то, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем. Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него – к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания – к разумной воле. Душа, – писал он, – различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». В дальнейшем последователи Аристотеля (перипатетики) внесли определённый вклад в развитие христианского учения о душе.

 



 
PR-CY.ru