БЕССМЕРТИЕ - Страница 2

Развитая в Индии вера в реинкарнацию душ соединяет понимание бессмертия с мыслью о воздаянии. Высшей, конечной целью представляется освобождение от круговорота перерождений. Брахманизм понимает бессмертие как растворение в безличном Брахмане. В позднейшем индуизме это представление дополняется возможностью продолжения жизни в личном общении с наиболее почитаемым богом. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. В буддизме Махаяны бодхисаттвы, получившие в круге перерождений высшие заслуги и силы действовать на земле и небе, могут помогать освобождению других людей; высшей же целью является нирвана. В Китае основным понятием, с которым связывались идеи бессмертия и вечности, является понятие Дао. Иудаизм в понятие бессмертия ввёл представление о воскрешении мёртвых в Судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии, где в учение о всеобщем воскресении из мёртвых добавлено представление о блаженстве праведников и мучении грешников. В античных мистериях бессмертие обещалось посвящённым. Орфики учили о странствиях бессмертной души по многим телам, полагая высшей участью освобождение из круговорота рождений. Сходные представления обнаруживаются у древнегреческого философа, математика и мистика Пифагора Самосского (570–490 гг. до н.э.), в акусматах (изречениях) которого содержатся обрядовые наставления о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали бессмертие как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип бессмертия человеческой души впервые в философии был обоснован древнегреческим философом Платоном (428/427–348/347 гг. до н.э.), который в диалоге «Федон» утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Теорию о бессмертии души Платон подробно рассматривает во многих своих произведениях, но в диалоге «Федон» приводит четыре аргумента в пользу этой теории. Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга (так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования), смерть, таким образом, подразумевает наличие бессмертия: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а, умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, – разве не совершенно ясно, что, в конце концов, всё стало бы мёртво, и жизнь бы исчезла?» Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт служит аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела. Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека есть универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе», которые указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа человека знает о них, то она существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом этим доказывается и продолжение существования души и после смерти человека: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мёртвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова». Третий аргумент связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму – безвидное, т.е. недоступное чувствам, и неразложимое. Очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело – сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно, а душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

 



 
PR-CY.ru