БИРКОВСКИЙ Фабиан

БИРКОВСКИЙ Фабиан (1566–1636 гг.) – один из знаменитейших польских проповедников XVII в., занимающий первое место после иезуита и проповедника польского короля Сигизмунда III Вазы (1566–1632 гг.) Петра Скарги (1536–1612 гг.). Родился во Львове, первоначальное образование получил в родном городе, после чего отправился в Краковскую академию, где получил степень магистра и вскоре сделался профессором философии и красноречия. В 1592 г. оставил академию и поступил в орден доминиканцев в Кракове, которые сделали его проповедником при своей церкви. Вскоре слава его проповедей настолько распространилась, что король Сигизмунд III сделал его придворным проповедником королевича Владислава IV (1595–1648 гг.), с которым Бирковский не расставался даже в походах. После его вступления на престол Бирковский остался королевским проповедником до 1634 г., когда попросил позволения возвратиться в монастырскую келью. Через два года умер в сане приора краковских доминиканцев. Взгляды историков польской литературы на его проповеди расходятся: одни порицают в них неестественные риторические прикрасы, другие хвалят силу и образность изложения. Во всяком случае, одно несомненно: в Бирковском исследователи находят ещё традиции золотого века при сильном уже влиянии вычурных приёмов литературного рококо, завладевшего польской литературой XVII в. Две идеи, главным образом, воодушевляли его: патриотизм и религиозность, но в способе понимания этих идей он ничем почти не отличался от своих современников. Правда, в своих проповедях Бирковский восставал против беззаконий дворянства, которое в подражание немецким разбойничьим рыцарям грабило купцов, заслуживая себе прозвище «Дерихлопских» («Odrzychłopskich»). Но, подобно П. Скарге, он почти всегда отождествлял патриотизм с вероисповеданием и резко нападал на некатоликов. Его проповеди были известны во всей древней Польше, и их сборники находились у всех приходских священников, которые ими пользовались. Они собраны в «Kazania na niedziele и święta doroczne» (2 т., Краков, 1620 г., второе издание в Кракове 1623 г., то же в двух томах, но вторая часть второго тома издана в 1628 г). Кроме того, целый ряд небольших проповедей Бирковского появились отдельно.

 
PR-CY.ru