Словарь по христианству Б БИЛИБИН Иван Яковлевич

БИЛИБИН Иван Яковлевич

БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876–1942 гг.) – русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства». Родился в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина, в 1888 г. поступил в первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. Как потомок древнего рода, И.Я. Билибин предполагал стать юристом, закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896–1900 гг.). Одновременно занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, в мастерской австро-венгерского художника словенского происхождения Антона Ашбе (1862–1905 гг.) в Мюнхене, а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенищевой (1858–1928 гг.), затем под руководством русского художника-живописца Ильи Ефимовича Репина (1844–1930 гг.). Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. Уже выполнив первые работы для журнала (1899 г.) и став в следующем году членом объединения «Мир искусства», Билибин продолжал учёбу (1900–1904 гг.) вольным слушателем в Высшем художественном училище Академии художеств мастерской под руководством И.Е. Репина. В 1899 г. Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке». В 1902, 1903 и 1904 гг. он посещает Вологодскую, Олонецкую, и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры. С 1899 по 1902 гг. Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки А.С. Пушкина с его иллюстрациями. Известность ему принесли иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901 г.), «Василиса Прекрасная» (1902 г.), «Марья Моревна» (1903 г.), а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к былине «Вольга» (1904 г.), к «Сказке о царе Салтане» (1905 г.) и к «Сказке о золотом петушке» (1910 г.). В 1911 г. в издательстве «Общественная Польза» вышли сказки русского поэта и прозаика А.С. Рославлева (1893–1920 гг.) с иллюстрациями Библибина. К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной им оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве. В духе французской мистерии представлено «Чудо св. Теофила» (1907 г.), воссоздающее средневековую религиозную драму. Испанией XVII в. вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» (театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г.). Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г. Заставки, концовки, обложки и другие его работы встречаются в таких журналах начала XX в., как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства». Затем он оформил оперные спектакли «Садко» (1914 г.) Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1913 г.) и стал признанным театральным художником. Русской сказочной теме художник посвятил всё своё творчество, серьёзно для того подготовившись: с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. И.Я. Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Этот стиль получил название «билибинский», сделался популярным и породил немало подражаний. Начиная работу над рисунком, художник набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент. Сам художник перенёс его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Он использовал его также и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины.

 



 
PR-CY.ru