БИРГИТТА Шведская - Страница 2

По одной из легенд, царь Пётр I (1689–1725) обменял их у папы Климента XI (1700–1721 гг.) на античную статую Венеры Таврической. Папой Римским Бонифацием IX (389–404 гг.) Биргитта была канонизирована 7 октября 1391 г.; решение о канонизации утверждено Констанцским собором (1414–1418 гг.). Литературное наследие Биргитты – это записи её мистических откровений в форме поучений и бесед о борьбе Бога и дьявола за души людей, о справедливом суде и милости Бога, заступничестве Богородицы за грешников, необходимости духовного совершенствования и праведной жизни. В ряде откровений она объявляла себя «невестой Христа», избранной Им для восстановления пришедшего в упадок благочестия, другие содержали осуждение нравов католического духовенства и мирян, особенной критике подвергались социальные верхи общества. Часть текстов наполнена политическим содержанием: поддержка военного похода на Русь под предлогом борьбы с язычеством и православием (в 1348 г. шведский король Магнус Эриксон предпринял «крестовый поход» на Русь, потребовал от новгородцев принять католическую веру, пытаясь насильно крестить местное население); идеологическое обоснование восстания аристократов против шведского короля (1363 г.); требование возвращения папы из Авиньона в Рим; заявление о необходимости прекращения Столетней войны между Англией и Францией. Её откровения впервые изданы в Любеке в 1472 г. и много раз переиздавались и переводились на разные языки. Они полны глубокого и своеобразного мистицизма, не свободны и от фантастического элемента. В них отражается также и её деятельная практическая натура. В Швеции и отдельных областях соседней Норвегии массовое почитание Биргитты началось еще при её жизни; с конца XV в. её почитают также в Финляндии, входившей в состав Шведского королевства, и в ряде других регионов Европы, в особенности северных. Традиция приписывает ей множество исцелений, изгнаний нечистой силы и др. Согласно источникам, она занималась религиозным просвещением и активно боролась с пережитками язычества. После канонизации Биргитта стала одной из наиболее почитаемых в Северной Европе святых, в Швеции её причислили к небесным покровителям страны; ей приписывалась чудодейственная помощь в борьбе с внешними врагами королевства. В позднее Средневековье почитание Биргитты способствовало развитию национального самосознания жителей Швеции и росту международного престижа страны, но в период Реформации в Скандинавских странах (с 1520 гг.) оно почти прекратилось. Причин было несколько: отрицательное отношение реформаторов к почитанию святых вообще, антилютеранская позиция биргиттинского ордена, пропаганда Биргиттой учения об индульгенциях и традиционной римско-католической догматики в целом. Шведский деятель Реформации Олаус Петри (1493–1552 гг.), лидер шведских последователей Мартина Лютера (1483–1546 гг.), поставил под сомнение истинность откровений Биргитты, объявив их плодом её воображения. В настоящее время в Швеции и Северной Европе она воспринимается как одна из наиболее ярких личностей Средневековья, чья деятельность имела огромное социально-политическое и культурное значение. В 1999 г. папа Иоанн Павел II (1978–2005 гг.) провозгласил Биргитту покровительницей Европы. Существует около 200 изображений святой (деревянная скульптура, роспись церквей, гравюра по дереву, вышивка и др.), повторяющих основные сюжеты: получение Биргиттой откровений; «невеста Христова»; святая за чтением; записывающая видения; паломница в шляпе пилигрима, с посохом и тыквенной бутылкой в руках; Биргитта на коленях перед Распятием. Наиболее распространенными её атрибутами являются раскрытая книга, письменные принадлежности, чётки, крест, лежащий на сердце, которое она держит на ладони. Память святой 23 июля, 8 октября, в Швеции 7 октября.



 
PR-CY.ru