БЕССРБРЕННИКИ - Страница 2

Происхождение разряда святых-бессребреников связано с именами безмездных врачей Космы и Дамиана (III в.). Характерной чертой врачей-безмездников является то, что они действуют как двоица, связаны друг с другом родственными или дружескими узами. Если этих связей в жизни не было, то бессребреники-исцелители объединяются в двоицы типологически (Сампсон и Диомид, Мокий и Аникита, Фалалей и Трифон). Образ двоицы сближает их с апостолами, которых Христос посылал проповедовать «по два» (Мк 6:7). Эта духовная связь выявляется в евангельских чтениях на полиелейной утрене, во время службы бессребреникам Косме и Дамиану: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. ...и заповедал им, говоря... ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10:1, 5, 7, 8). «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20). «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6:12–13). Православная церковь признаёт три двоицы св. мучеников Космы и Дамиана: римские безмездные врачи, киликийские (по месту страдания) или аравийские (по месту происхождения), а также асийские бессребреники и чудотворцы. При этом подчёркивается, что телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа. Эти святые объединены в единый чин, т.к. все они связаны с безмездным даром исцелений, который Бог подавал через них. Большая часть из них до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным. Но лечили они уже не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освящённым елеем, окроплением святой водой. За исцеления платы не взимали, за что и были названы бессребрениками или безмездниками. Так, мученик Трифон врачом не был, но ещё в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Фалалей и Фотий, Аникита и Мокий включены в чин безмездников-целителей не потому, что прославились врачебными дарами при жизни, а, вероятно, по причине многочисленных посмертных чудес. Считается, что мощи мученика Фалалея давали многочисленные исцеления, а на месте его казни Бог произрастил растение для исцеления болезней. Священномученики Харалампий, Власий, святители Спиридон и Модест обладали особыми дарами исцелений. Так, священномученик Антипа и великомученик Артемий прославились целебными дарами после преставления. К помощи Антипы прибегали на месте его мучения, помазуясь миром от мощей, особенно при зубной боли; Артемий же подавал исцеления почитающим его мощи. Бессребреники-исцелители врачевали не только людей, но и животных. Этим прославились Трифон, Власий, Харалампий, Спиридон, Модест, которые считаются покровителями животных (бессловесной твари) и избавителями от нашествия вредных насекомых. Среди русских святых наименование «безмездника» присвоено Киево-Печерскому безмездному врачу Агапиту, в Ближних пещерах почивающему (ум. около 1095 г.). Подвиг бессребреников-исцелителей несли также Киево-Печерский лебедник Прохор, в Ближних пещерах почивающий (ум. в 1107 г.), Киево-Печерский целебник пресвитер Дамиан, в Ближних пещерах почивающий (ум. в 1071 г.), целебник Ипатий (XIV в.), архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий; ум. в 1961 г.). Церковные историки разделились во мнениях о числе двоиц мучеников Космы и Дамиана. Одни признают три двоицы, другие – две, некоторые – одну. Вероятно, из-за малочисленности бессребреников-исцелителей, а также их принадлежности к различным ликам мучеников, священномучеников и преподобных общепризнанного характера лика и единой службы им в общей Минее не было, но известна попытка осмыслить их чин как единый лик.

 



 
PR-CY.ru