БЕСПОПОВЦЫ - Страница 7

В 1742 г. при попытке властей захватить его Филипп вместе со своими сторонниками сгорел, однако его идеи, заключавшиеся в следовании учению первых поморских отцов и в отрицании «царского богомолия», нашли многочисленных сторонников сначала в Поморье, а затем и в других регионах. В 1730 гг. вновь обострились взаимоотношения поморцев и федосеевцев. Федосеевцы категорически возражали против «царского богомолия», поморцы же были недовольны активизацией выступлений федосеевцев в защиту титла «IНЦI». Дело дошло до разрыва отношений в конце 1730 гг. В 1744 г. общение между согласиями было восстановлено собравшимися в Москве наставниками поморцами Д. Матвеевым, Ф. Калининым, М. Григорьевым и федосеевцами И. Трофимовым и Ф. Фёдоровым. Согласно условиям мира, поморцы обязались либо прекратить «царское богомолие» после отъезда правительственной комиссии (она находилась на Выге в течение семи лет), либо оправдать его от Писания. Выговские руководители предпочли последний вариант, и Матвеев написал «Книгу в оправдание царского богомолия». Позиция и аргументы выговцев не устроили федосеевцев, и по их инициативе в начале 1750 гг. мир был расторгнут. Польский собор федосеевцев (1 октября 1751 г.) принял постановление («Польский устав»), в четвёртой статье которого было записано: « С заонегами (выговцами) разделение иметь и с ними ни пити, ни ясти, ни на молении стояти. А страдалцев наших прежних учения не хулить, а поморских учителей нынешних учения не хвалить. А кто приидет от заонег в наше христианство – да сотворит поклонов 300 до земли, и заонежскаго учения ему не простирать». Эта статья, по-видимому, изначально относилась только к Выговскому общежительству и не распространялась на другие поморские общины, большая часть которых по-прежнему не молилась за императрицу. С этими общинами федосеевцы надеялись сохранить союзные отношения, при условии, что они прервут общение с Выгом. В 1760 гг. федосеевцы безрезультатно обращались с такого рода предложениями к саратовским и московским поморцам. Одновременно наблюдался их возврат к учению Феодосия Васильева, в частности, их наставники вновь начали активно защищать титло «IНЦI» . Перспектива возобновления дружеских отношений между федосеевцами и поморцами осложнялась также развивавшейся в поморском согласии (особенно в Москве) тенденцией к оправданию новоженческих браков, допустимость которых категорически отрицалась федосеевцами. Тем не менее, вплоть до конца 1760 гг. переговоры о примирении федосеевцев и поморцев продолжались. По-видимому, в 1769 г. было подписано новое союзное соглашение между московскими федосеевцами и поморцами. Правда, примирение оказалось кратковременным, и уже в начале 1770 гг. федосеевцы полностью и окончательно отказались от идеи союза с поморским согласием. В дальнейшем они начали искать пути примирения с филипповцами, которые, так же как и федосеевцы, отрицали «царское богомолие» и проповедовали безбрачие. К началу 1760 гг. филипповское согласие значительно усилилось за счёт присоединения к нему многих поморских общин. В эти годы филипповские общины существовали не только в Поморье, но и в Санкт-Петербурге, Москве и практически во всех областях Центральной России, с начала XIX в. – в Западной Сибири. Для филипповского согласия с самого начала его формирования был характерен полицентризм, какого не было ни в одном другом беспоповском согласии. В немалой степени это было связано с быстрым разгромом первого центра филипповцев и гибелью самого Филиппа. Впоследствии филипповские общины, объединённые, по сути, только одной идеей – неприятием молитвы за государя, другие вопросы решали самостоятельно и очень часто по-разному. В 1760 гг. большой авторитет в согласии приобрела московская община, появившаяся в 1762 г. в результате перехода значительной части московских поморцев в филипповское согласие и размежевания как с Выговским общежительством, так и с федосеевцами. Община, которую возглавили братья Г. и А. Яковлевы, находилась на Балчуге, отчего её членов называли «балчужными». В 1770 гг. там была устроена часовня. В 1770 гг. в Москве появились ещё две филипповские общины, наставники которых (И. Алексеев и С. Андреев) сначала признавали главенство А. Яковлева, но около 1777 г. заявили о своей полной самостоятельности.

 



 
PR-CY.ru