БЕСПОПОВЦЫ - Страница 5

Ряпинская община, которой руководил после смерти Васильева в 1711 г. его сын Е. Федосеев, существовала до 1719 г., когда была разогнана русскими солдатами. После этого федосеевцы расселились в Польше, Лифляндии, Курляндии, Валахии и в Стародубье, остались общины и в новгородско-псковских пределах. Федосеевцы сходились с поморцами в основных пунктах учения: о воцарении духовного Антихриста, о прекращении истинного священства, в признании «никониан» еретиками первого чина, в строгом соблюдении запрета на совместную молитву и трапезу с «инославными». Вместе с тем выговцы и федосеевцы имели между собой немало разногласий. Одним из основных был вопрос о надписании на кресте (титле). Федосеевцы считали, что на распятиях должны изображаться литеры «IНЦI», символизирующие собой надпись, сделанную на Кресте Христовом Понтием Пилатом, – «Iсус Назарянин Царь Iудейский» (Ин 19. 19:20, а также Лк 23. 28, Мк 15. 26, Мф 27. 37). Поморцы, вслед за почитаемым ими диаконом Игнатием Соловецким, считали, что кресты с титлом «IНЦI» появились на Руси в результате реформы патриарха Никона, заимствовавшего это надписание у католиков. Они придерживались более древней надписи «Ц. С. I. Х. нiка» («Царь Славы Iсус Христос нiка»). Разногласия между поморцами и федосеевцами существовали и в вопросе о таинстве брака. Федосеевцы постановили, что в отсутствие священства миряне не могут совершать бракосочетания, сожительство же без брака есть блуд, и, следовательно, все должны вести девственную жизнь. По их мнению, это больше соответствует бедственному времени царствования Антихриста. Имея общее мнение о недопустимости заключения браков в антихристово время «в неприсутствии священных лиц», два беспоповских согласия различались в отношении к старожёнам (людям, вступившим в брак до принятия старообрядчества). Федосеевцы считали брак старожёнов законным и принимали их в свое согласие без развода. Выговцы же проповедовали полное безбрачие. По-разному поморцы и федосеевцы относились к «торжищному брашну», т.е. продуктам, покупаемым на рынке у «инославных» или иноверцев. Федосеевцы считали такие продукты осквернёнными и полагали в очищение их сто поклонов со специальной молитвой. Выговцы утверждали, что «по нужде» покупать «брашно» на рынке можно, и его не нужно очищать молитвой и поклонами. Разногласия между поморцами и федосеевцами выявлялись постепенно, в ходе обмена посланиями и встреч представителей согласий. В 1700 г. было написано первое послание выговца А. Денисова к федосеевцам в Польшу, ответ Васильева был направлен выговцам около 1701/1702 г. В 1703 г. Васильев впервые посетил Выговское общежительство, где состоялись его беседы с поморскими наставниками. Около 1704 г. А. Денисов написал второе послание в Польшу, в котором призывал федосеевцев к миру. Около 1705 г. Васильев отправил на Выг «Послание о «догматах» и титле». Письма становились всё более резкими. В 1706 г. Васильев вторично отправился на Выг для беседы. Братья Денисовы в это время были в отъезде. В их отсутствие Васильев столкнулся с резким неприятием Выговскими наставниками своей позиции по поводу титла. Глава федосеевцев покинул Выговское общежительство, объявив о полном разрыве с поморцами. Дальнейшая история взаимоотношений двух согласий представляет собой непрерывную полемику (главным предметом споров был вопрос о надписании на кресте), сопровождавшуюся, впрочем, неоднократными попытками достичь примирения. Исследователи подчёркивают, что источники второй половины XVIII в. сообщают, будто бы в 1708 г., во время поездки А. Денисова в Новгород, Васильев примирился с ним. В 1710 г. А. Денисов написал сочинение «О федосеевцах», имеющее характер окружного послания к своим единоверцам, в котором подробно рассматривается суть разногласий между поморцами и федосеевцами. В 1716 г. А. Денисов обратился к Е. Федосееву с «Посланием на Ряпину мызу», содержавшим в себе призыв к примирению. Исследователям известны также написанные во втором десятилетии XVIII в. два полемических послания Выговского уставщика П. Прокопьева, адресованные федосеевцу Н. Семёнову. Ответ федосеевцев на мирные инициативы поморцев был отрицательным. Они требовали, чтобы выговцы признали правоту их учения, в первую очередь, о титле, и лишь после этого соглашались говорить о примирении.

 



 
PR-CY.ru