БЕСПОПОВЦЫ - Страница 4

На Новгородском соборе в 1694 г. были провозглашены основные начала беспоповщины, в 1695 г. беглопоповцы построили на Ветке церковь Покрова Богородицы. По-видимому, физическое вымирание священников «дониконовского» поставления и отсутствие в старообрядчестве епископов заставили последователей «старой веры» именно к 90 гг. XVII в. определиться в своём отношении к возможности иметь священство. Часть старообрядцев рассматривала пресечение «древлеправославной» трехчастной иерархии как одно из проявлений состоявшегося прихода Антихриста (будущие беспоповцы), другие же приход Антихриста считали грядущим (будущие беглопоповцы). В этой же связи стоял вопрос о возможности приёма в старообрядчество священников, рукоположенных после богослужебной реформы Патриарха Никона, и мирян, крещённых по новым уставам (более мягкое отношение к «никонианским» хиротонии и крещению будет усвоено беглопоповцами, жёсткое – беспоповцами). Споры по этим вопросам восходят к сочинениям первых учителей старообрядчества – Аввакума, Фёдора Иванова, Авраамия, Герасима (Фирсова), Спиридона (Потёмкина) и др. Но окончательное решение в духе двух будущих основных старообрядческих доктрин они получили в после6днем десятилетии XVII в. Первые шаги по складыванию беспоповской практики исследователи относят ко времени Соловецкого восстания 1667–1676 гг. Не подчинившиеся богослужебной реформе соловецкие иноки и бельцы предприняли попытки порвать со священниками, которые выступали против радикальных мер восставших, в частности против немоления за царя и патриарха. Часть соловецких иноков и бельцов перестала ходить в церковь и на исповедь к духовным отцам, «а исповедываются промеж собою у простолюдинов, и помирают без покаяния и без причастия» (Чумичёва О.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998). Районом первоначального распространения беспоповщины стал север России, Поморье, где проповедовали покинувшие Соловецкий монастырь во время осады известные учители старообрядчества – иеродиакон Игнатий, Иосиф Сухой, соборные старцы Герман (Коровка), Геннадий (Качалов), чернец Пимин и др. Малолюдность Поморья, удалённость населенных пунктов друг от друга, небольшое количество храмов, традиционное для этих мест преобладание часовен, необходимость зачастую обходиться без священников способствовали укреплению в этих местах беспоповского учения. Огромное влияние на формирование поморского центра беспоповщины оказал инок Корнелий Выговский (ум. в 1695 г. в возрасте 125 лет), авторитет которого был чрезвычайно высок. Ученики соловецких старцев Д. Викулин и А. Денисов вместе с Корнилием основали в 1694 г. знаменитое в истории старообрядчества Выговское общежительство. Многое для его устроения сделал проживший там несколько лет ещё один выходец из Соловецкого монастыря священноинок Пафнутий. Выговское общежительство стало центром самостоятельного течения в беспоповщине – поморского согласия, чей авторитет был исключительно высок во всем старообрядчестве. В первой половине XVIII в. поморское согласие широко распространилось на всей территории России. Поморские общины существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье (Ярославль, Керженец, Саратов), Стародубье. Очень рано поморцы появились в Верхокамье, на Урале и в Западной Сибири. Региональные центры чаще всего возникали в связи с деятельностью Выговских эмиссаров и были тесно связаны с Выгом. В новгородско-псковских землях в конце XVII в. большим авторитетом пользовались бывший протопоп псковского Троицкого собора священноинок Варлаам, по существу создавший новгородскую старообрядческую общину, и бывший священник из Крестецкого Яма Илия. Среди их учеников и последователей в 1690 гг. наиболее деятельным был бывший дьячок из Крестецкого Яма Феодосий Васильев, возглавивший беспоповское федосеевское согласие. Он принимал активное участие в Новгородских соборах 1692 и 1694 гг., провозгласивших беспоповское учение, и уже в эти годы, по-видимому, возглавлял новгородскую общину. В 1699 г. община Васильева переселилась в Польшу, в Невельский уезд, где федосеевцы прожили девять лет и затем, из-за грабежей польских солдат были вынуждены переехать в Великолуцкий уезд, во владения князя А.Д. Меншикова, позднее – на Ряпину мызу Юрьевского уезда.



 
PR-CY.ru