БЕСПОПОВЦЫ - Страница 2

В XVIII в. у выговцев и федосеевцев существовала практика причащения древними запасными Дарами, в Выговской пустыни существовал также обряд «причащения» Богородичным хлебом. Евхаристия (богослужение) у беспоповцев состоит из последований суточного круга, которые можно совершать в отсутствие священника: вечерни, павечерница, полунощницы, утрени первого, третьего, шестого и девятого часов, обедницы. Молитвы, которые по уставу должен произносить священник, опускаются, а иерейские возгласы заменяются формулой: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». Ектении (совокупность молитв, читаемых диаконом или священником при каждом богослужении от имени верующих и содержащих просьбы и обращения к Богу) заменяются чтением «Господи, помилуй» (12 раз за мирную и просительную; 40 – за сугубую; 3 – за малые; 40, 30, 50 – за диаконские прошения на литии); каждения и чтение Евангелия не опускаются. Из-за почти полного отсутствия треб важную роль приобрело совершение молебна, фактически включённого в состав суточных служб. Некоторые чины, приспособленные беспоповцами для своего богослужения, получили письменную фиксацию и были опубликованы. У беспоповцев существуют церковный Устав, уставы об исповеди, молебнах, чины (порядки) крещения и исповеди, составленные в Выговской поморской пустыни. Бессвященнословное состояние беспоповцев нашло также выражение в их церковной архитектуре (храмы строились по типу часовни, без алтаря), в составе богослужебных предметов (отсутствуют все литургические сосуды, для каждения используется кацея, а не кадило). Из учения об Антихристе вытекают отношения беспоповцев к православной церкви и государству. Большинство членов Русской («греко-российской») церкви признают их еретиками первого чина, принимая только через повторение крещения. Перекрещивание бывает и в том случае, если к беспоповщине присоединяются кто-либо из старообрядцев-поповцев и беспоповцев-неперекрещиванцев на том основании, что все они принимают в свои согласия прихожан Русской церкви вторым (через миропомазание) или третьим (через отречение от ересей) чином. В беспоповских согласиях долгое время сохранялось (а кое-где существует и поныне) строгое соблюдение запрета на совместную молитву и трапезу с «инославными». Эсхатологические воззрения беспоповцев и религиозная отчуждённость привели к их обособленности и в гражданском отношении. В императорской России их отношения к государству определялись тем, что светская власть не только последовала, но и покровительствовала православной церкви, в которой царствовал Антихрист. Признавая в принципе необходимость царской власти, беспоповцы всё же (кроме некоторых согласий) исключали из богослужения моление за царя. Все течения беспоповщины (за отдельными редкими исключениями) были согласны в том, что в случае гонений со стороны властей необходимо до конца оставаться преданными «древнему благочестию», стойко переносить мучения и, если это необходимо, предать себя огненной (или какой-либо другой) смерти. Беспоповцы считают, что самоубийство «Христа ради» помогает душевному спасению, возводя людей в лик мучеников за веру, но осуждают «замирщение» (слишком тесные контакты с внешним миром). «Замирщённый» старообрядец до совместной церковной молитвы должен «положить начал» (прочитать молитвы). В тесной связи с вопросом о гражданском благоустройстве находился вопрос о таинстве брака, вызвавший крупное разделение у беспоповцев. В принципе все они не отрицают необходимости брака как таинства, однако его совершение невозможно из-за отсутствия священства. Поморское согласие, брачные странники, титовцы, часть спасовцев (нетовщина поющая), аароновцы нашли выход в допущении брака без таинства священства, другие же согласия придерживаются учения о всеобщем безбрачии. Причиной дробления беспоповщины на согласия стало именно отсутствие иерархии и централизованного управления. Определённое влияние на этот процесс оказывала менявшаяся по отношению к старообрядцам правительственная политика.

 



 
PR-CY.ru