БЕСЕДА О СВЯТЫНЯХ ЦАРЬГРАДА

БЕСЕДА О СВЯТЫНЯХ ЦАРЬГРАДА – литературный памятник новгородского происхождения, предположительно начала XV в., едва ли не лучшее из русских описаний и достопримечательностей средневекового Константинополя. В XIII в. хождения русских людей в Палестину и Византию оказались сильно затрудненными: монголы наводнили русские степи и закрыли доступ на юг. Лишь с начала XIV в. возобновились деятельные сношения Руси с Афоном и Константинополем. Хождения шли, главным образом, из Новгорода. Главное, что притягивало внимание новгородцев в Константинополе, было начавшееся при Палеологах возрождение византийского искусства. Исследователи отмечают, что в проявлении интереса к произведениям искусства новгородские путешествия XIV в. разительно схожи с новгородскими летописями. «Беседа о святынях Царьграда» (наряду со «Сказанием о святых местах и о Константинграде») представляет собой позднейшую переработку анонимного «Хождения в Царьград» конца XIII – начала XIV в. Константинополь издавна славился исключительным богатством памятников искусства, и в XIV в. оказал сильное влияние на новгородское искусство. В начале XIII в. Константинополь был городом величественных храмов, монументальных общественных построек, грандиозных дворцов. Сюда были в разное время свезены произведения из Египта (обелиск около Гипподрома), из Дельф (бронзовая змеиная колонна – одна из подставок грандиозного треножника, сооруженного в V в. до н. э. союзными греческими государствами в память победы при Платее), из Италии, Малой Азии и т.д. Всё это поддерживало в Константинополе ту атмосферу искусства, в которой жил этот город до завоевания его турками. Далеко не случайно, что русские паломники, прежде всего, отмечают в Царьграде именно памятники искусства и делают это настолько тщательно, что представляют собой в настоящее время немалую помощь в археологическом исследовании Константинополя. В отличие от предшествующих хождений XI–XII вв. (например, новгородца Антония), в XIV в. хождения в Царьград впервые приобретают характер путеводителей, куда оказываются внесёнными большинство из наиболее замечательных произведений монументального искусства Константинополя. Путешественники из Новгорода отмечают, прежде всего, наиболее значительные здания, памятники, те или иные предметы искусства и религиозные достопримечательности. К 1348–1349 гг. относится «Хождение в Царьград Стефана Новгородца». Стефан пришёл в Константинополь не один, а с «другы осемью» (кто были эти «другы», и с какой целью приходил Стефан, неизвестно). Он сосредоточился на описании города и если иногда заставлял читателя в этом описании следить за маршрутом своего путешествия, то лишь для того, чтобы придать своему описанию большую наглядность. Приехал он, по-видимому, кораблём, т.к. первое, что привлекло его внимание в Константинополе, был издалека видный с моря колосс Юстиниана: «Ту стоить столп чюден вельми толстотою и высотою и красотою, из далеча с моря видети его, и на верх его седить Иустиниан Великы на коне велми чюден, аки жив, в доспехе сороцинском, грозно видети его, а в руце – яблоко злато велико, а в яблоце крест, а в правую руку от себе простер буино на полъдни в Сороциньскую землю к Иерусалиму».

 



 
PR-CY.ru