БЕСЕДА ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ - Страница 2

А.А. Зимин относит составление произведения к концу XVI – началу XVII в., присоединяясь к точке зрения А.Е. Преснякова. Наиболее убедительной исследователи признают датировку памятника серединой XVI в. Г.Н. Моисеева доказывает, что он создан во время заседаний Стоглавого собора (не ранее февраля и не позднее мая 1551 г.). Поверив автору «Беседы Валаамских чудотворцев», который в стереотипной формуле заявлял о своей неучёности, многие исследователи писали и о художественной неполноценности памятника. Между тем особенности поэтики произведения, которое характеризуется многократными повторениями основной мысли, поочерёдными обращениями к царю и к инокам (последнее обстоятельство заставило Г.П. Бельченко увидеть в «Беседе Валаамских чудотворцев» соединение двух сочинений), являются следствием художественного замысла автора. Во многих отношениях «Беседа Валаамских чудотворцев» близка к сочинениям И.С. Пересветова; характерно, в частности, обращение к деловой письменности. Исследователи не подвергают сомнению лишь одно: «Беседа Валаамских чудотворцев» вышла из боярских или близких к боярству оппозиционных кругов, допуская, что её автором был новгородец. «Беседа Валаамских чудотворцев» получила широкое распространение в рукописной традиции. Г.Н. Моисеева выделяет первоначальную редакцию произведения, распространенный вид первоначальной редакции и вторую редакцию, в которой (сохранившейся в единственном списке) переработаны места, касающиеся управления государством; редактор противопоставляет мелким неродовитым феодалам представителей крупной феодальной знати. В некоторых списках распространённого вида первоначальной редакции текст «Беседы Валаамских чудотворцев» расширен позднейшими добавлениями: либо «Ино сказание тоеж беседы, от видения извет преподобных игуменов Сергия и Германа», либо «Извет преподобного отца нашего Иосифа Волока Ламского», либо «Проречением» Кирилла Новоезерского. «Ино сказание» предлагает представителям церкви (иерархам, священникам, инокам) благословить государя на «единомысленный вселенский совет». Царь должен «воздвигнуть» от всех градов своих, «от уездов градов тех» «всяких людей» и «погодно держать их при себе» и «на всяк день добре распросити царю самому о всегоднем посту и о каянии мира всего и про всякое дело мира сего». Автор добавляет в заключение «Ино сказания», что архиепископ Иоанн Новгородский слышал «извет от преподобных» и повелел не отделять его от «Беседы Валаамских чудотворцев». Это – указание на то, что мы имеем дело с особым памятником. Исследователи предполагают, что «Ино сказание» могло быть написано другим лицом, чем «Беседа Валаамских чудотворцев», что «Извет» Иосифа Волоцкого присоединен к ней совсем искусственно и некстати. Предсказание частой смены царей может, пожалуй, служить исследователям указанием на позднейшее происхождение «Беседы Валаамских чудотворцев» и, сопоставленное с аналогичным местом Флетчера, – на 1580 гг. Первое издание по одному списку и неисправное (без предисловия) дано О.M. Бодянским, критическое, по рукописи публичной библиотеки, с вариантами из 11 других рукописей, – В.Г. Дружининым и М.А. Дьяконовым. Во введении к этому изданию содержится библиография и изложен вопрос об авторе и датировке памятника. Разбор тенденций «Беседы Валаамских чудотворцев» есть у П.Н. Милюкова, Очерки по истории русской культуры, ч. 3, вып. 1. Лит.: Петров Н. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев // Филологические записки, 1905, вып. 3–4; вып. 5–6; Авалиани С. Беседа преподобных Сергия и Германа валаамских чудотворцев как исторический источник // БВ, 1909, № 3; Гудзий Н.К. К вопросу об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев» // РФВ, 1913, № 3; Бельченко Г.П. К вопросу о составе и об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев». Одесса, 1914; Седельников А.Д. Две заметки по эпохе Ивана Грозного // Сб. статей к 40-летию учёной деятельности академика А.С. Орлова. Л., 1934; Смирнов И.И. «Беседа валаамских чудотворцев» и её место в русской публицистике XVI в. // ИЗ. М., 1945, т. 15; Зимин А.А. «Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРЛ. М.; Л., 1955, т. 11; Буланин Д.М. Некоторые трудности изучения биографии древнерусских писателей // РЛ, 1980, № 3.



 
PR-CY.ru