БЕСЕДА ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

БЕСЕДА ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ («Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников...») – замечательный русский политический памфлет XVI в. «Беседа Валаамских чудотворцев» посвящена одному из важнейших вопросов внутренней политики Древней Руси XV–XVI вв. – вопросу о церковном и монастырском землевладении. Ожесточённый противник монахов-вотчинодержателей, автор обращается к царю с призывом изменить систему, при которой «непогребенные мертвецы», т.е. монахи, вмешиваются в светские дела. Рассуждение автора написано очень беспорядочно, с неоднократным, почти дословным, повторением одних и тех же главных мыслей: светская власть должна принадлежать царю; осуществлять эту власть царь должен «со своими князьями и с боярами и с прочими мирянами, а не с иноками» и черпать указания в Божественном Писании и в беседах Иосифа Прекрасного. Дело священства и иночества – молитва и духовное наставление; в делах веры оно должно смело противостоять государю; не должно также инокам участвовать в войне и собирать царские доходы. Неправильным находит «Беседа Валаамских чудотворцев» владение и управление монастырями, волостями и сёлами с крестьянами; монастырские имения должны быть отобраны в казну, а царь должен давать инокам урочное содержание из казны, все христиане обязаны давать монастырям милостыню. Жаловать в монастыри можно и земли, но ненаселённые, с тем, чтобы иноки питались трудом рук своих. «Беседа Валаамских чудотворцев» ополчается  на низкую нравственность иночества – на его гордость и роскошную жизнь, резко не согласующуюся с иноческими обетами. Царская «простота», выражающаяся в привлечении иноков к делам правления и в пожаловании населённых земель монастырям, а также другие социально-нравственные недостатки должны неминуемо, по мнению автора «Беседы Валаамских чудотворцев», привести к Божьей каре. Перечислив обычные кары, автор указывает на одно социальное явление русской жизни XVI в. – на запустение земель от бегства населения и, словно предсказывая смуту, заявляет: «Цари будут часто переменяться за свою простоту и за иноческие грехи и за мирское невоздержание», под которым «Беседа Валаамских чудотворцев» разумеет, между прочим, указанные и «Стоглавом» брадобритие и бесчинное поведение мирян в церкви. Автор пытается дать советы «Московским великим князьям, как им одолеть удельных великих русских князей». Исследователи считают, что вопрос об авторе «Беседы Валаамских чудотворцев» останется, по-видимому, неразрешимым. По этому вопросу высказывались разные мнения. Первый издатель памятника О.M. Бодянский приписал её иноку Вассиану (князю Патрикееву). К его мнению присоединились В.С. Иконников, И. Хрущёв, К.И. Невоструев, В. Жмакин, С.Л. Авалиани. С.Л. Авалиани считал, что Вассиан Патрикеев написал «Беседы Валаамских чудотворцев» после Собора 1531 г., и этим объясняются отличия данного памятника от других его произведений. Н. Петров высказал предположение, что авторы памятника – игумен Андросовской пустыни на Ладожском озере Адриан и Геннадий Любимоградский. Но ни то, ни другое предположение исследователи не признали убедительным. Различные соображения высказывались и о социальной принадлежности автора «Беседы Валаамских чудотворцев». Долгое время считалось, что памятник написан сторонником боярской партии. По мнению И.И. Смирнова, он вышел из среды чёрного волостного населения русского Севера, а И.У. Будовниц видел в «Беседе Валаамских чудотворцев» выражение идеологии рядового монашества. Составитель его научного издания Г.Н. Моисеева считает произведение памятником дворянской публицистики. Датировка «Беседы Валаамских чудотворцев» также была предметом оживлённого обсуждения. И.А. Стратонов полагал, что памятник возник в связи с секуляризационными мероприятиями начала XVI в.

 



 
PR-CY.ru