Словарь по христианству Б БЕС, БЕСЫ

БЕС, БЕСЫ

БЕС, БЕСЫ – злые духи, служащие дьяволу и вместе с ним составляющие царство тьмы. У Гомера, Гесиода и других античных авторов слово «демон» означало нечто среднее между богами и людьми, а у Платона – и души умерших добрых людей. Часто говорил о своём «демоне» и Сократ. По верованиям древних, души умерших добрых людей делались гениями-покровителями и оказывали влияние на личное благополучие. В Септуагинте (греческом переводе Библии) слово «демон» употребляется для воспроизведения еврейских слов «боги» (Пс. 94:3), «диаволы» – «шедим» (Втор. 32:17), «зараза» (Пс. 90:6 – «бес полуденный», букв. «зараза, опустошающая в полдень») и др. В Ветхом Завете повествуется, что когда ангелы Божьи не раз являлись «пред лице Божие», являлся вместе с ними и дьявол, и подробно описываются те бедствия, какими, «по попущению Божию», он искушал праведного Иова (Иов. I, 6, II, 2). Повествуется также, что когда от Саула отступал Дух Божий, то его возмущал злой дух от Господа (I Цар. XVI, 14). В книге «Премудрости Соломона» говорится, что завистью дьявола смерть вошла в мир (Прем. II, 24). У знаменитого еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия (около 37 – около 100 гг.) слово «бесы» всегда употребляется применительно к злым духам: бесы-демоны, по его определению, – это души нечестивых людей («Иудейская война»). В христианской традиции термин «бес» при переводе заменил слово «демон». В Новом Завете этот термин употребляется несколько раз в смысле языческих богов или идолов вообще (Деян. 17:18; 1 Кор. 10:20), но обычно обозначает злых духов (Лк. VII, 21), которые, хотя веруют и трепещут (Иак. 2:19), признают Иисуса Христа Сыном Божиим (Мф. 8:29), но, по сути, остаются слугами своего князя – Вельзевула или Сатаны (Мф. 12:24). В Евангелиях для бесов существуют ещё и другие названия: нечистые духи (Мф. X, 1), духи злобы (Еф. VI, 12), ангелы диавола (Мф. XXV, 41) и ангелы змия (Апок. XII, 7, 9). В Священном Писании бесы часто упоминаются именно как слуги и шпионы дьявола, воины нечистой силы, которые противостоят воинству небесному во главе с архангелом Михаилом. Они насылают болезни, сеют повсюду рознь, вражду, склоки. Бесы когда-то были светлыми ангелами, но пали вместе с Денницей (здесь – люцифер, светоносец; в других переводах – утренняя звезда). В память об ангельской природе у них остались крылья и власть над пространством и стихиями. Бесы, как и ангелы, могут читать мысли людей, но внушают низменные желания и всячески склоняют ко злу. Ещё с апостольских посланий известно, что демоны появляются и исчезают внезапно, могут принять любой образ, даже Самого Иисуса Христа (в таком облике видел беса ученик Франциска Ассизского), в том числе и Божией Матери, хотя православные считают, что Сам Христос запретил нечистой силе принимать образ Его Матери (см. Богородица). Только праведная душа защищена от бесов. Церковь учит, что особенно искушаемы бесами бывают монахи, а среди них больше всего – пустынники и аскеты, поэтому на такое подвижничество необходимо благословение. Издавна отшельники намеренно селились в таких местах, которые в народе слыли «нечистыми», чтобы сразиться с бесами в их логове (предания об искушениях епископского отшельника св. Антония Великого). Среди признаков присутствия бесов обычно называют ощущение смутной тоски, тошноту, беспричинный неконтролируемый смех. Средневековая Европа особо предостерегала от бесов, внушающих людям плотское желание (в образе мужчины – «инкуб», женщины – «суккуб»). Бесов изображали чёрными псами, чёрными котами, даже иноземцами – в русской традиции эфиопами, ляхами (поляками), немцами (у Н.В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством»). В конце Средневековья бесы уже представляются похожими на античных фавнов и сатиров: с маленькими рожками, хвостом, копытцами. На Руси считалось, что бесы чаще невидимы, и только праведники могут их увидеть.

 
PR-CY.ru