БЕРАНЖЕ Пьер Жан де - Страница 2

Эта направленность сатирического творчества Беранже заставляет определить его как представителя революционной в то время мелкой буржуазии в поэзии. Такая характеристика подтверждается и лирической линией его творчества. Здесь господствующим мотивом у Беранже является славословие труда, бедности и морального их превосходства над эксплуатацией и богатством. Через всё его творчество тянется нить чисто лирических песен-раздумий, проникнутых мотивом возвеличения труда и быта трудовых классов («Бог добрых людей», «Мой старый фрак», «Чердак», «Нет, это не Лизетта», «Портной и фея», «Фея рифмы» и др.). Исследователи, однако, отмечают, что труд индустриального пролетариата в этих песнях не нашёл отражения. Поэтом революционного мещанства выступает Беранже и в цикле песен, посвящённых легенде о Наполеоне. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Беранже утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель революционной власти, связанной с народными массами. Чуждый сознанию подлинного пролетариата, этот мотив поэзии Беранже чутко отражал настроения трудового мещанства, болезненно реагировавшего на возвращение к власти дворянства и церкви при Бурбонах и на господство финансовой буржуазии при Луи-Филиппе. В этом ограниченном смысле революционность этого мотива не может быть отвергнута. В ряде его песен заметно влияние утопического социализма («Священный союз народов», «La Sainte-Alliance des peuples», 1818 г.). Положительные идеалы Беранже, раскрытые в ряде песен-утопий, характеризуют его как представителя революционной мелкой буржуазии. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по необходимости связанной с насилием («Идея», «Мысль»). В одной из песен этого цикла Беранже называет своих учителей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье. Он был одним из создателей романтического мифа о Наполеоне («Пятое мая», «Le cinq mai», 1821 г.). В обстановке постепенного укрепления контрреволюции, в которой жил и творил Беранже, лишь прерываемого время от времени революционными взрывами (1830, 1848 гг.), господствующие классы в лице их правительств попеременно то пытаются (всегда неудачно) привлечь его на свою сторону как выдающуюся общественную силу, то подвергают поэта суровым репрессиям. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник (1821 г.) навлекает на Беранже судебное преследование, оканчивающееся 3-месячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвёртый сборник (1828 гг.) имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на этот раз на 9 месяцев. Оба процесса имели место при контрреволюционном правительстве Бурбонов и послужили лишь к грандиозному росту популярности Беранже, его тюремная камера каждый раз делалась местом паломничества для лучших представителей всего прогрессивного во Франции той эпохи. Популярности Беранже в широких слоях трудовой Франции, помимо его песен, распевавшихся в крестьянской хате, каморке ремесленника, казарме и мансарде, как нельзя более способствовал образ жизни поэта, граничивший с нищетой, при наличии полной возможности занять видное положение при правительстве Луи-Филиппа или Наполеона III, которые были не прочь играть в либерализм и зачислить революционного поэта в свою свиту, независимо от его общественного поведения.

 



 
PR-CY.ru