Словарь по христианству Б БЕРАНЖЕ Пьер Жан де

БЕРАНЖЕ Пьер Жан де

БЕРАНЖЕ Пьер Жан де (1780–1857 гг.) – французский поэт-песенник, известный, прежде всего, своими сатирическими произведениями. Родился в Париже, в семье конторщика (несмотря на приставку «де» в фамилии, аристократом не был). В детстве стал свидетелем революционных событий, в частности, видел разрушение Бастилии. Учился в Перонне в школе, организованной по принципам Ж.-Ж. Руссо. В молодости переменил ряд профессий: был учеником часовых дел мастера, трактирным слугой, библиотекарем, учился ювелирному делу и т.д., наконец, заводит связи в среде литературной и артистической богемы Парижа. В его первых поэтических опытах (1796 г.) видно влияние классицизма, но вскоре поэт осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Демократизм Беранже, предопределённый его происхождением из трудового мещанства и тем, что он рос в условиях Великой французской революции, принципами которой он глубоко проникся, направил его литературную работу в формальном отношении по линии оппозиции к царившим в верхах литературы классическим штампам. Однако в борьбе с ними поэт-мещанин не идёт по пути тех классов, которые создали романтизм, а опирается на «низкую» литературную традицию уличной песни-куплета, импровизируемой в кабачках и трактирах Парижа. Беранже вначале следует образцам этого жанра, создаваемым в кружке поэтов-песенников «Погребок» (традиция его тянется ещё с XVIII в.), в состав которого вступает, движимый своим глубоко общественным темпераментом, но очень скоро резко обновляет их тематику. Из задорного славословия свободной любви и веселья, каким является песня-куплет у предшественника Беранже – Дезожье и у самого Беранже раннего периода («Вакханка», «Великая оргия»), он очень скоро создаёт острый политический памфлет, социальную элегию, углубленное лирическое раздумье. Первые образцы песен (анакреонтического содержания) были созданы им в 1802 г., первый же поэтический сборник «Песни нравственные и другие» был опубликован в 1815 г. Со временем политическая направленность сочинений Беранже усилилась: в его песнях содержалась резкая критика аристократии («Маркиз де Караба», «Marquis de Carabas», 1816 г.), Людовика XVIII («Навуходоносор», «Nabuchodonosor», 1823 г.), иезуитов («Святые отцы», «Les révérends pères», 1819 г.). Его первыми значительными произведениями в этом роде являются памфлеты на Наполеона I: «Король Ивето» (1808 г.), «Политический трактат» (1815 г.). Но расцвет его сатиры падает на эпоху реставрации (1815–1830 гг.). Возвращение к власти Бурбонов, а с ними и эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Беранже длинный ряд песен, памфлетов, в которых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Их продолжением являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа (1830–1848 гг.) как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, которые сам Беранже называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в ту эпоху революционную роль.

 



 
PR-CY.ru