БЕРТОЛЬД из Регенсбурга - Страница 3

Поскольку низшие разряды должны выполнять службы в пользу высших, которым они подчинены, нижестоящие общественные сословия должны повиноваться трём вышестоящим: священникам во главе с папой и монахам, заботящимся о душах людей, а также «мирским судьям», заботящимся об их земном благополучии. Бертольд Регенсбургский решительно осуждает учение величайшего из Отцов церкви христианского Запада Августина Блаженного (354–430 гг.) об изначальном божественном предопределении людей ко спасению или гибели. Утверждая, что никакие паломничества не спасут души бедных, и никакие основания монастырей не спасут души богатых, если не будет в них искреннего сокрушения и раскаяния, он одновременно выдвигает и подробно разрабатывает новую для жанра проповеди XIII в. идею о пропорциональности предстоящего наказания за грехи. Его воззрения на священную историю, на ад, чистилище и рай характеризуют Бертольда Регенсбургского как оригинального богослова. По его мнению, в течение 5200 лет до пришествия Христа никто из людей не мог достичь Царства Небесного из-за непослушания Адама и Евы. Совершившие смертные грехи попали в ад, где и пребывают до сего дня; повинные же в обычных, «повседневных» грехах перешли со временем из ада в место, называемое лимб (или пред-ад). Господь, сойдя во ад, посетил именно лимб и вывел находящихся там грешников, а пребывающие в подлинном аду, как, например, первым попавший туда «господин Каин», там и останутся. После пришествия Христа, считал Бертольд Регенсбургский, начался новый этап истории: небеса открылись, и святые праведники, пророки и патриархи, до этого пребывавшие в неком месте и оттуда призывавшие милость Господа, стали попадать в рай. Большинство душ оказывается либо в аду, либо в чистилище, мученичество выделяется проповедником как особый путь в Царство Небесное. Муки чистилища временны, и после их окончания очистившаяся душа перейдет в рай. Муки ада напротив, бесконечны. Но покаяние способно спасти грешника даже у врат ада: оно может сократить срок его мук в чистилище или вовсе избавить от него. Бертольд Регенсбургский пытался согласовать представления теологов XIII в. о «малой» и «великой» эсхатологии, т.е. о двух судах над человеком: в момент его смерти и на Страшном Суде. По его мнению, суд над душой грешника совершается в момент его кончины, и душа сразу же оказывается в аду, а после Страшного Суда мукам подвергнутся воссоединившиеся душа и тело. На Страшном Суде родственные чувства и человеческие привязанности, согласно Бертольду Регенсбургскому, не будут играть никакой роли. Среди судей будут и невинные младенцы, которые образуют особый отряд и будут с мечами в руках судить своих родителей без всякого снисхождения. В его проповедях, адресованных, прежде всего, городскому населению, нашли своё отражение новые представления горожан в период подъёма городов, ремесла и торговли в XIII в. о личности, призвании, времени, богатстве. Эффективность проповеднической деятельности Бертольда Регенсбургского была столь велика, что это дало повод английскому философу и естествоиспытателю, монаху-францисканцу Роджеру Бэкону (около 1214 – после 1292 гг.) заявить: «Брат Бертольд Немецкий один принёс больше пользы своей проповедью, чем почти все другие братья обоих орденов» (т.е. францисканского и доминиканского). Позднее, в XVI в., его речи часто и охотно цитировались деятелями Реформации. Память Бертольду Регенсбургскому отмечается 14 декабря.



 
PR-CY.ru