БЕРНАРТ ван Орлей

БЕРНАРТ ван Орлей (1488/1492–1541 гг.) – один из значительнейших нидерландских живописцев. Получив первые познания в живописи от своего отца, Валентейна ван Орлей, он рано отправился из родного города, Брюсселя, в Рим, где учился под руководством великого Рафаэля Санти (1483–1520 гг.). Как художник Бернарт ван Орлей сложился под влиянием нидерландского живописца Яна Госсарта (1479–1541 гг.) и немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.). Он не столько заимствовал отдельные формы и мотивы, как Госсарт, сколько следовал композиционным приёмам итальянских мастеров. Вдохновляясь преимущественно Рафаэлем и Леонардо да Винчи, Бернарт ван Орлей не переставал быть настоящим нидерландцем. Итальянское влияние отражается в его приёмах композиции и в некоторых чертах рисунка, однако оно не заглушает в нём стремления к реализму, не мешает выводить на сцену свои национальные типы, по-своему выражать чувство и разрабатывать колорит в чисто фламандском духе. Гонясь за экспрессивностью, он иногда впадает в утрировку, заставляет свои фигуры принимать принуждённые, изысканные позы. Особенно большое влияние на Бернарта ван Орлея оказало знакомство с картонами Рафаэля на сюжеты из истории апостолов, находившимися в 1514–1519 гг. в Брюсселе, где по ним ткали шпалеры. После возвращения в Брюссель он работал при дворе правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской, следил, по поручению папы Льва X (1513–1521 гг.), за изготовлением в брюссельском ткацком заведении ван-Альста знаменитых ковров «Деяния св. апостолов» (по картонам Рафаэля), неоднократно и сам делал картоны для подобных изделий. По его композициям выполнены ковры «Охота императора Максимилиана» (Париж, Лувр) и «Житие Авраама» (Гемптон-Корт, Лондон). Бернарт ван Орлей выполнял также рисунки для витражей в брюссельской церкви св. Гудулы, например, изображающие императора Карла V (1519–1558 гг.) и его сестру, Марию Венгерскую. В большинстве своих произведений он является талантливым художником и опытным техником, которому его национальная живопись обязана крупным шагом вперёд. Это – холодный виртуоз, но, несомненно, обладавший чувством прекрасного. Исследователи подчёркивают, что разграничение функций между «сочинителем» и «исполнителем» становятся характерной особенностью этого периода, что приводит к заметному упадку живописно техники. В 1518 г. Бернарт ван Орлей получил титул придворного живописца Карла V, пользовался благоволением правительниц Нидерландов Маргариты Австрийской и Марии Венгерской, посетил, как считают исследователи, Англию и умер на родине. Лучшими его картинами считаются большой алтарный складень «Поклонение Пресвятой Троице» (в Любекском соборе), «Страшный Суд» (в Антверпенской церкви св. Иакова), «Снятие с креста» (в Эрмитаже), «Плач над телом Христа, снятым с креста» (в брюссельской галерее), «Искушение Иова» (в венской галерее) и «Св. Норберт» (в мюнхенской пинакотеке). Фигуры у него переданы в сложных, стремительных движениях и смелых ракурсах, изображённая архитектура свидетельствует о хорошем знакомстве с итальянскими образцами. Бернарт ван Орлей стремился сочетать драматизм в фигурах с изяществом в передаче архитектуры и деталей. Его картины выразительны, хотя и лишены глубины чувства.

 
PR-CY.ru