Словарь по христианству Б БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ

БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ

БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ (1380–1444 гг.) – католический святой, знаменитый итальянский проповедник, реформатор ордена францисканцев. Происходил из знатного и влиятельного сиенского рода Альбически г. Массе, где его отец был правителем. Рано осиротел (в 1386 г.), воспитывался теткой Бартоломеей. В 1391 г. переселился в Сиену, где получил образование, пройдя курсы гражданского и канонического права. Когда в 1400 г. в городе началась эпидемия чумы, Бернардин вместе с 12-ю юношами принял на себя руководство госпиталем Санта-Мария делла Скала и в течение четырёх месяцев с риском для жизни помогал больным, облегчая их страдания. Затем взял на себя заботу о больной тётке, а после её смерти стал проводить время в посте и молитвах. Согласно преданию, во время одной из таких молитв ему явился образ страдающего на кресте Христа, после чего он раздал всё своё имущество бедным и 8 сентября 1402 г. вступил в орден францисканцев. Через год принёс монашеские обеты в одном из францисканских монастырей Сиены, однако вскоре перешёл в монастырь францисканцев-обсервантов в местечке Коломбиано с более строгим уставом. 8 сентября 1404 г. он стал священником, но на протяжении последующих 12-ти лет воздерживался от проповедей, продолжая вести уединенную жизнь. В 1416 г. Бернардин начал свои пешие странствия, проповедуя в каждом городе на своём пути и в каждой деревне (первая публичная проповедь, снискавшая ему известность, состоялась в 1417 г. в Милане). Многие годы он путешествовал по Италии. Его речи оказывали огромное влияние как на клириков, так и на мирян, и под влиянием его проповеди устраивались костры, на которых сжигались женские наряды, музыкальные инструменты, кости и другие предметы развлечений; отменялись игры и турниры; его советами руководствовались в реформе 1425 г. статутов Сиены. Центральными темами его проповедей были покаяние и презрение к мирской суете. Бернардин Сиенский заботился о поднятии дисциплины в мужских и женских обсервантскнх монастырях и основал ряд новых монастырей, принимал деятельное участие в политической жизни, призывая всех к миру и улаживая готовые вспыхнуть раздоры между городами. В частности, ему удалось примирить партии гвельфов и гибеллинов во Флоренции и способствовать возвращению политических изгнанников в Кремоне. Озабоченный упадком морали, а также беззаконием и раздорами, порождёнными схизмой в католической церкви, он стремился исправить нравы, донести до людей идею безграничной любви Христа. Большое место в его проповедях занимало осуждение ростовщичества. Выступления Бернардина Сиенского были настолько популярными, что из-за огромного числа собиравшихся людей ему нередко приходилось произносить их на рыночных площадях. Обычно он беспощадно осуждал порок, а затем поднимал вверх табличку с начертанным на ней именем Христа (золотой монограммой IHS, сокращённой греческой формой слова Iesus). Людям это так нравилось, что они начали украшать монограммами «IHS» свои дома, а в Болонье, по легенде, один картёжник после услышанной проповеди бросил своё порочное занятие и стал зарабатывать на жизнь изготовлением табличек с именем Господа. Под влиянием Бернардина Сиенского эту монограмму вставляли в городские гербы, а в Болонье таблица с монограммой была поставлена на главном алтаре базилики св. Петрония. Бернардин Сиенский обычно говорил долго (на протяжении трёх-четырёх часов), обращаясь преимущественно к простолюдинам, прибегая к ярким примерам, анекдотам и различного рода отступлениям, приближая свой язык к местным говорам, не чуждался шуток и скоморошничанья. Все его проповеди были тщательно продуманы, составлены по всем правилам схоластики и снабжены обильными цитатами из Священного Писания. В 1427 г. некий сиенец Бенедетто записал дословно 45 его проповедей на итальянском языке, впоследствии не раз издававшихся как «Le prediche volgari». Его латинские сочинения, состоящие из проповедей и нескольких богословских трактатов, были впервые изданы в 1501 в Лионе, затем в 1636 и 1650 гг. в Париже, а в 1745 г. – в Венеции.

 



 
PR-CY.ru