БЕРЕНГАРИЙ ТУРСКИЙ - Страница 2

Он обещал также больше не проповедовать прежние взгляды. Удалившись от общественной жизни, Беренгарий Турский провёл свои последние годы в монастыре св. Космы недалеко от Тура, где и умер. От папы он получил «протекционистские письма», запрещавшие называть его еретиком. Согласно другим источникам, Беренгарий Турский до конца своей жизни не изменил своих взглядов. Его взгляды имели многих последователей: по словам хрониста Вильгельма из Малмсбери, «вся Франция была наводнена его учением», а по свидетельству Анжерского епископа Евсевия Бруно, дело Беренгария Турского всколыхнуло большую часть римского мира. Идеи Беренгария Турского способствовали формулированию догмата о транссубстанции, обнародованного в 1075 г., а также применению диалектического метода в теологии. Однако его сторонники были осуждены в 1095 г. Собором в Плаценции (современный г. Пьяченца, Северная Италия). Сочинения Беренгария Турского дошли до настоящего времени во фрагментарном виде; многие из них восстанавливаются только по цитатам его оппонентов. Его главное творение, написанное против Ланфранка, «De sacra coena» («О святой Трапезе»), частично сохранилось в сочинении Ланфранка «De corpore et sanguine Domini» («О Теле и Крови Господа»); вторая часть полностью содержится только в одной рукописи, найденной в 1770 г. Это – пространный трактат, написанный на плохой латыни, не разбитый на главы и параграфы и изобилующий повторениями. Вторым по значению исследователи признают трактат «Rescriptum contra Lanfrancum» («Ответное послание против Ланфранка»), в котором Беренгарий Турский возражает против изложения веры, составленного кардиналом Гумбертом для Римского собора 1059 г., затем трактат «Оpusculum» («Сочинение»), содержащий краткие заметки по поводу определений Римских соборов 1078 и 1079 гг., а также молитву «Juste judex Jesu Christe» («Праведный Судия Иисусе Христе»). Сохранились письма Беренгария Турского к разным лицам, богословам и церковным деятелям: Ланфранку, Адельману (фрагменты), Асцелину, Павлину из Меца, епископу Евсевию Бруно, монаху Рикарду, к казначею церкви св. Мартина (фрагменты), «Ad quosdam eremitas» («К неким пустынникам») и др., а также послание «De dissidio quodam inter clericos et episcopum» («О некоем разладе между клириками и епископом»). Его учение известно, главным образом, из евхаристических споров Западной церкви XI в. Исследователи считают, что оно опирается на взгляды Ратрамна, которые Беренгарий Турский принимал за учение Эриугены, в то время как его оппоненты – Ланфранк, Гуго Лангрский, Гитмунд, епископ Аверский, Алгер Льежский и др. – защищали точку зрения Пасхазия Радберта. Беренгарий Турский провозглашал безусловное превосходство разума над церковным авторитетом: «Никто не будет спорить с тем, что в исследовании истины разум – несравненно наилучший вожатый. Свойство великого сердца – всегда стремиться к диалектике, то есть к разуму. И тот, кто этого не делает, отказывается от самой большой чести, поскольку то, что в человеке есть образ Божий – это его разум». Относительно Священного Писания он требовал, чтобы его толкования основывались на научном методе, считал, что традиция не служит гарантией против заблуждений, поскольку истина покоится не на авторитете, а на разуме, присущем человеческой природе. Согласно Беренгарию Турскому, вера должна пройти проверку разумом, однако разум, на который он полагался, есть не что иное, как аристотелевская логика, или так называемая «диалектика». Применение этих рационалистических взглядов к учению о причастии вызвало целую бурю со стороны Римско-католической церкви, а поднятая дискуссия о причастии явилась одним из ранних образцов применения логико-грамматических аргументов в западном богословии, методом, оформившим схоластику. Но на Западе во времена Беренгария Турского ещё отсутствовали переводы многих философских сочинений античности, поэтому он не был знаком с аристотелевской метафизикой, лишь позже взятой схоластами на вооружение в богословских дискурсах.

 



 
PR-CY.ru